ГАМАЛИЙ Ю.В.

 

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

 ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ  В VIII КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Начиная с VII класса в центре внимания школьной математики находятся понятия функции и ее графика. В VII классе вводится линейная функция, в VIII рассматривают квадратичную, кубическую функции, а также функции содержащие знак модуля. Программой Министерства образования и науки предусмотрен обязательный минимум знаний, связанный с изучением функций:

·           находить функциональные зависимости между величинами;

·           искать значение функций, заданных формулой, таблицей, графиком;

·           строить и читать графики изучаемых функций.

 Выработать у большинства учащихся такие умения довольно трудно, т.к. школьное обучение в настоящее время  для многих детей вызывает проблемы (1,50). Например, в стандартных методиках введения понятий функции и ее графика основывается только на изучении свойств функций и закрепления их на конкретных примерах, что не позволяет систематизировать полученные знания о функциях и использовать их в дальнейшем обучении.

Для решения проблемы можно с высокой эффективностью понимания и запоминания материала использовать компьютерные технологии (2,41). В настоящее время рынок компьютерных технологий переполнен различными программными средствами, позволяющими более эффективно производить процесс обучения. В частности, при проведении уроков математики можно использовать математическую среду Maple V. Особенно использование этого пакета будет актуально при изучении темы Функции” в VIII классе.

Математический пакет Maple V обладает широкими возможностями, которые можно применить для активизации процесса усвоения излагаемого материала:

·           построить таблицу значений функции учащимся без траты времени на вычисления;

·           на координатной плоскости построить график функции, что позволит быстро визуализировать наглядность;

·           легко изменять значения аргумента функции при исследовании;

·           продемонстрировать изменение графика функции, в связи с изменением ее параметров, что позволит более глубокому пониманию учащимися свойств функций;

·           создавать демонстративную анимацию для визуализации построения.

Особые трудности возникают при введении функции, содержащей знак модуля, который существенно влияет на поведение графика функции. Основополагающими понятиями при построении таких функций являются осевая симметрия” и “параллельный перенос” (3,40). Данный пакет позволяет визуально показать на одной координатной плоскости несколько графиков, что позволит учащимся эффективно овладеть этими понятиями.

При изучении функции, содержащей знак модуля пакет позволяет выполнить:

·       на одной координатной плоскости построить несколько графиков различной толщины, цвета и типа линии, что максимально активизирует понимание всей тонкости построения;

·       при последовательном построении графика создать анимацию преобразований, которая будет наглядно демонстрировать все последовательные действия построения;

·       позволяет включить такой момент как исследование функции, что способствует формированию у учащихся исследовательских навыков;

·       позволяет рассматривать более сложные функции с точки зрения сложности построения их графика, что способствует логическому мышлению учащихся переноса свойств элементарных функций на более сложные.

В результате применения пакета на уроках математики в МАН г. Мелитополя можно утверждать, что использование пакета приводит к:

·         более интересному ознакомлению с материалом;

·         экономии драгоценного времени на построения таблиц значений и графиков функций при изменении параметров;

·         наглядному представлению свойств каждой из рассматриваемых функций.

Использование на уроках математики пакета Maple V позволяет активизировать внимание учащихся, представляя излагаемый материал в доступной наглядной форме, интересной для учащихся. Применение компьютерных технологий при обучении математики приведет к воспитанию у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческому отношению к учебной деятельности математического характера.

Литература

 

1.          Ершов Л.В., Райхмист Р.Б. Построение графиков функций: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984

2.          Компютер у школі та сімї ,  № 2-1999, “Математика з комп’ютером”, О.А.Зівакіна

3.          Математика в школі, Формування дослідницьких умінь учнів під час вивчення функції в курсі алгебри 7-9 класів”, Тетяна Кушнір.