Социоантропологический аспект использования Интернета

в образовательных технологиях XXI ст.

Элькин М.В.

 

Для стран СНГ, находящихся в процессе модернизации экономики и рыночных преобразований, потребность в электронном бизнес-образовании ничуть не меньше, чем в западных странах. Поставив его в рамки дистанционного обучения, очень многие неспециалисты решили, что и здесь трудности будут в основном технического и экономического характера. Это относится и к средней и к высшей школе. А вот проблема сочетания обучения и воспитания даже в самых развитых и образованных странах продолжает существовать.

 

 

For countries of CIS in process modernization of economy and market transformations, the need for electronic business - formation at all is less, than in western countries. Has put it at a framework of remote training very much “specialists” have solved, as here difficulties will be in the basic technical and economic character. It concerns both to average and to a higher school. And here the problem of a combination of training and education even in the most advanced and educated countries continues to exist.

 

За исторически ничтожно короткое время (1995-2002 гг.) Интернет завоевал мир и стал неотъемлемой частью человеческой цивилизации. При этом отношение к Интернету со стороны специалистов причастных к образованию диаметрально противоположны. Одна часть рассматривает Интернет, как панацею от всех проблем обучения и даже воспитания. Другая – считает использование Всемирной сети – началом конца человеческого общества.

Если учесть, что каждый крупный технологический прорыв в истории человечества вызывал и бурю восторгов, и лавину самых пессимистических прогнозов, то к этой ситуации можно было бы отнестись относительно спокойно.

Дело осложняется тем, что Интернет активно ворвался в образовательный процесс.

На протяжении всего развития человечества образование носило национальный характер. Научно-техническая революция и политические перипетии XX столетия активно способствовали сближению образовательных структур стран с различным государственным, политическим, религиозным, социальным и другим устройством. Этому способствовали расширившиеся возможности XX столетия – получить образование в любой стране. Однако, это касалось отдельных людей и, как правило, не затрагивали государственных систем.

Появление Интернета сделало теоретически возможным создание транснациональных образовательных заведений, которые не зависят ни от какого государства, его политических, социальных, религиозных и других структур. Идея весьма заманчива. Но это “виртуальное” учебное заведение будет создаваться людьми со всеми присущими им политическими и другими чертами. И, если в любых государственных структурах насчитывающих большое количество людей возможны альтернативные точки зрения, то при одном хозяине это невозможно.

Вторая привлекательная сторона использования Интернета – дистанционное обучение. Под дистанционным обучением мы понимаем, прежде всего, предоставление обучающих программ для студентов, которые изредка, а иногда и вовсе не посещают традиционные лекции семинары, или которые заинтересованы в получении дополнительного образования без обрыва от процесса обучения в пределах кампуса [1, 35].

Анализ коммуникационных и информационных технологий в сфере высшего образования не может игнорировать историю дистанционного образования и систем открытого и гибкого обучения, поскольку эти технологии опираются на образование без отрыва от работы и ведения домашнего хозяйства. “Образование без границ” — это “дистанционное образование”. Дистанционное образование как вид образования со своими собственными наработками, философией и организационной инфраструктурой имеет ряд особенностей.

¨     Коммуникационные и информационные технологии создают некое пространство, в котором расстояние, время и место не имеют значения; расстояние, время и место являются ограничивающимися факторами образования только в пределах кампуса.

¨     Низкий уровень рождаемости на Западе угрожает рынку высшего образования, несмотря на массированную политику стимулирующую получение университетского образования для продвижения вверх по служебной лестнице, заставляющую образовательные учреждения расширяться за счет “нетрадиционных” студентов (в возрасте 24 лет и выше).

¨     Кризис некоторых отраслей промышленности и появление новых обусловило необходимость постоянной профессиональной переподготовки; постоянного повышения квалификации. Такой вид обучения, названный когда-то базирующимся на нуждах профессии и специфическим для определенного образовательного учреждения, потребляет большую часть бюджета компаний мирового или национального значения. Такой образовательный процесс должен быть стандартизирован по всем странам, поскольку компании являются мировыми или национальными организациями.

Следует также признавать главенствующую роль правительств в основании дистанционных образовательных учреждений. Как отмечают эксперты, “мегауниверситеты” (около 100 тыс. студентов) создавались с явными политическими целями. Стоит также упомянуть тот факт, что некоторые отрасли государственной политики, такие, например, как планирование технологической инфраструктуры, могут дать импульс к развитию дистанционного образования.

Надеемся, что ни у кого не вызывает сомнений: история развития человечества — это история воспитания и обучения подрастающего поколения, накопления, осмысления, усовершенствования и передача информации от одного поколения к другому. Несмотря на то, что педагогические учения появились только в VIV в.в. до нашей эры в древней Греции, их основы закладывались гораздо раньше. Те регионы нашей планеты, где педагогические идеи были наиболее эффективны, становились лидерами в области экономики, политики, культуры. Неоспоримым подтверждением этому является древняя Греция и древний Китай.

На наш взгляд, педагогика за всю историю своего развития пережила три революционных события, которые, по сути дела, изменили не только саму науку, но коренным образом жизнь человека.

Первое — это получение относительно дешевой бумаги. Папирус, пергамент были слишком дороги. Береста, глина, грифель и другие подручные материалы могли использоваться в очень ограниченном пространстве и для очень небольшого количества информации.

Только появление бумаги сделало процесс передачи информации и обучения достаточно стабильным и относительно доступным.

Второе — это книгопечатание. Возможность тиражирования книг и в том числе учебников, сделало практически общедоступным получение всех видов информации и обучение.

И, наконец, третье — появление компьютерных технологий, которые все чаще заменяют термином информационные технологии. Они настолько расширили возможность во всех сферах деятельности человека и приоритетно в области образования, что их просто трудно переоценить. Сейчас, даже невозможно представить, какие горизонты они открыли перед человечеством. И в первую очередь это относится к Интернету.

При этом следует учесть следующее: бумага завоевывала мир почти тысячелетие (со II в. до XIIXIII вв.), книгопечатание — за два столетия (XVIXVIII вв.), информационные технологии завоевали мир за 20 — 25 лет.

И, если, к бумаге и книге человечество привыкало постепенно, адаптируясь и психологически, и экономически, то к восприятию новых информационных технологий подавляющее большинство людей и целых государств оказались не готовы ни экономически, ни психологически.

Президенты государств, главы правительств, руководители образования всех уровней делают все возможное, чтобы обеспечить образование компьютерной техникой. Руководители государств понимают, что в условиях глобализации экономики развитие этих отраслей определяют не только конкурентоспособность страны, но и ее место в мировом сообществе. Это в первую очередь относится к одной из самых динамично развивающихся технологий — сети Интернет.

В России уже в сентябре 2001 года началась разработка федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды” (РЕОИС). Программа призвана изменить нынешние школы. Сегодня один компьютер приходится на 500 школьников, а к 2006 году им будет пользоваться всего 80 учащихся. Причем этот компьютер будет снабжен мультимедийными обучающими программами и доступом к Интернету с его образовательными ресурсами, которых станет неизмеримо больше, чем сейчас. Всего, что предусматривает программа в сфере среднего, специального и высшего образования, попросту не перечислить. На эти цели предполагается в течение 2001-2005 годов потратить 56 миллиардов рублей из бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

Большое внимание новым технологиям образования уделяют и на Украине. Как сказал министр образования и науки, президент Академии Педагогических наук Украины В.Г. Кремень: “Мы обязаны сосредоточить все усилия нации на ликвидацию абсолютного отставания, касающегося новых информационных технологий, — имею в виду компьютеризацию школы. По инициативе президента Клинтона в США не только каждая школа, но и каждый класс подключен к Интернету. То же в Англии, в следующем году этот процесс будет завершен в странах Европейского Союза. То есть ребенок там, образно говоря, общается сразу со всем миром, его мировоззрение формируется в таком широком плане. Этого не хватает у нас, особенно в сельской школе, которая часто даже не имеет компьютера. Как такое может быть! Ученик в XXI столетии оканчивает школу, но ни одного раза не видел компьютера? Не говорю уже о том, насколько меньше знаний он получил, как сузил свой мировоззренческий круг. Ведь знакомство с компьютером в подростковом возрасте много дает для развития ребенка. Поэтому мы активно пропагандируем компьютеризацию общеобразовательной школы, особенно сельской” [2,4]. Президент Украины Л.Д. Кучма издал в 2000 году специальный указ, направленный на всемерное развитие сети Интернет, а премьер-министр Украины А. Кинах обещает, что в 2002 году власти будут делать все необходимое, чтобы наполнить сферу информатики и связи конкретными финансовыми, налоговыми, кредитными и инвестиционными ресурсами.

Приведенные факты свидетельствуют о гигантских усилиях целого ряда стран преодолеть отсталость в развитии информационных технологий. Причем и Россия, и Украина пытаются обеспечить компьютерами и доступом к Интернету образование в то время, когда нерешенные социальные, экономические, политические, экологические проблемы раздирают их бюджеты.

Казалось бы, к чему такая спешка с внедрением Интернета и связанных с ним образовательных технологий. В этом и заключается парадокс. Если мы сегодня не начнем готовить учителей в педвузах, не бросим все усилия на компьютеризацию школ, не создадим “ликбеза” для всех учителей, работающих в школе, по элементарному овладению компьютерными технологиями, то мы не просто отстанем от развитых стран мира, но и само существование государства может: оказаться под большим вопросом. Нынешнее поколение молодежи уже с ранних лет осознает, что без навыков использования компьютера невозможно получение полноценного образования, успешного продвижения по службе, решение научных проблем, общение с остальным миром и т.д. Как образно выразилась одна из запорожских школьниц: “Неумение пользоваться компьютером можно сегодня приравнять к безграмотности. О, каком движении вперед государства можно говорить, если его подавляющее количество населения государства — безграмотно.

Если на Украине в 2002 году будет выделено 30 млн. гривен из госбюджета на компьютеризацию украинских школ, то этого хватит на оборудование лишь 1000 компьютерных классов, т.е. 27 тысяч средних учебных заведений страны будут компьютеризированы только через 20 лет [3]. И говорить о развитии информационных технологий в государстве будет просто неуместно. А в современных быстро изменяющихся политических, экономических и социальных условиях основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знания и ограниченными возможностями их усвоения человеком.

По сути дела, XXI век, изменив парадигму образования должен изменить всю методологию педагогики. И наиболее полно это возможно будет реализовать с помощью информационных технологий, Интернета.

Сегодня “Глобальная паутина” завоевывает буквально ежедневно тысячи новых почитателей. Так, после трагедии в США 11 сентября 2001 года, а затем в связи со вспышкой заболеваний сибирской язвой количество посетителей Интернет увеличилось за 2 месяца в 3 раза.

Страны СНГ переживают настоящей бум в развитии обучения через Интернет. Уже не только университеты, но и техникумы, колледжи, а иногда отдельные школы предлагают свои электронные программы. Дистанционным образованием занимаются инженеры, бизнесмены, журналисты, врачи, юристы: Меньше всего этим занимаются педагоги, так как, у них в силу экономических причин наименьший доступ к компьютерной технике и наибольший уровень консерватизма и скепсиса.

Для России, Украины и стран СНГ, находящихся в процессе модернизации экономики и рыночных преобразований, потребность в электронном бизнес-образовании ничуть не меньше, чем в западных странах. По мнению А. Аганбегяна, ректора Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, такие факторы, как огромная территория и рассеянное по ней население при сосредоточении в Москве почти двух третей кадров высшей квалификации в области бизнес-образования делают эту потребность еще насущней. К тому же, в вузах бывшего СССР в основном готовили инженеров, и подавляющее большинство сегодняшних менеджеров, финансистов, бухгалтеров не имеют высшего экономического образования. Именно в регионах, где сейчас развивается крупное производство, проблема повышения квалификации специалистов по бизнесу стоит особенно остро. Недостаток образования ощущают взрослые люди, уже работающие, часто имеющие семью, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными трудностями и расходами. В этом деле электронные программы — наиболее эффективные. К тому же электронное обучение в СНГ может также дать возможность миллионам русских, проживающим в бывших союзных республиках, получить образование на русском языке.

Возможность получения знаний с помощью Интернет-технологий это одно, а получение посредством Интернета полноценного образования совершенно иное. Одно дело, когда нужно изучить какой-либо предмет или углубить познания в рамках какого-либо предмета. Например, юрист начал преподавать в школе “Историю государства и права” и решил овладеть предметом “Педагогика” или его части “История педагогики”. С помощью Интернет-технологий нашел нужные курсы и успешно закончил их. Или частному предпринимателю с инженерным образованием понадобилось овладеть бухгалтерским учетом. Многие высшие и средние специальные заведения, десятки фирм предоставят ему такую возможность.

Совершенно другое дело, когда с помощью Интернет-технологий юрист решил стать педагогом, инженер — экономистом, а выпускник средней школы — агрономом. При этом причины, которые обусловили эту форму получения образования, могут быть самыми различными: инвалидность, невозможность даже на время покинуть семью, временное проживание за границей, работа и т.д. и т.п.

В настоящее время и в первом случае (изучение узкого вопроса в течение короткого промежутка времени), и во втором (получение профессионального образования) обычно используется термин дистанционное обучение.

Видимо, целесообразнее пользоваться двумя терминами: а) Интернет-образование — получение среднего, средне-специального или высшего образования с помощью информационных технологий; б) дистанционное обучение — курсовая подготовка или переподготовка, Обучение или ознакомление с очень узкой специализацией или рядом родственных предметов всеми желающими.

Учитывая то, что уже сегодня дистанционное обучение получило достаточно широкое распространение и реализуется на практике, можно говорить о его дальнейшем развитии и усовершенствовании. Гораздо сложнее обстоит вопрос с Интернет-образованием. Поставив его в рамки дистанционного обучения, очень многие неспециалисты решили, что и здесь трудности будут в основном технического и экономического характера. Интернет-образование, создаваясь, как правило, не педагогами, совершенно не учитывает законы педагогики и ее методологическую базу, которая развивалась и совершенствовалась тысячелетиями.

К концу XXвека люди повсеместно научились достаточно эффективно передавать знания от одного поколения к другому. Это относится и к средней и к высшей школе. А вот проблема сочетания обучения и воспитания даже в самых развитых и образованных странах продолжает существовать. Появление новых информационных технологий не только не облегчило педагогике решение этой проблемы, но и поставило целый ряд новых вопросов.

Отличие Интернет-образования от традиционной педагогики заключается в том, что педагогика создавалась на базе отдельных государств в рамках определенных социально-политических условий. “Глобальная паутина” создается в рамках всего земного шара для всех стран и народов с различными политическими, экономическими, социальными, этнокультурными и другими системами. “Завоевание” информационными технологиями всех аспектов образовательного процесса идет настолько стремительно, что времени на долгосрочный анализ, осмысление и поиск путей решения просто нет. Ожидать, что в ближайшее время у Интернет-образования и дистанционного обучения появится Я.-А. Коменский или А.С. Макаренко довольно проблематично. И коль Интернет стал достоянием всех педагогических систем, то назрела насущная необходимость всем педагогам мира искать выход из сложившейся ситуации.

 

Литература:

 

1.     Аносов И.П., Жильцов Н.А., Кулешов С.В., Неборский М.Ю., Элькин М.В. Интернет: социоантропологический аспект. Москва-Мелитополь: Скрипторий, 2002, 116 с.

2.     Світло”, 2000, №3, с. 4

3.     www.podrobnosti.com.ua/tcchologies/2000/12/05/9214