ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПРОБЛЕМНЫХ НАУЧНЫХ ГРУПП А.И. Кошелев, С.Н. Заброда, В.А. Кошелев, Л.В. Пересадько, Т.В. Копылов И DVD-ФИЛЬМОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ А.И.

Розглядається сучасний стан і перспективи розвитку біологічної освіти, впровадження та використання інноваційних педагогічних технологій у навчальному та виховному процесах у загальношкільних, позашкільних та вищих навчальних закладах.
Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45
Контактная информация:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПРОБЛЕМНЫХ НАУЧНЫХ ГРУПП А.И. Кошелев, С.Н. Заброда, В.А. Кошелев, Л.В. Пересадько, Т.В. Копылов И DVD-ФИЛЬМОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ А.И.

Сообщение root » 23 окт 2007, 10:54

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПРОБЛЕМНЫХ НАУЧНЫХ ГРУПП
А.И. Кошелев, С.Н. Заброда, В.А. Кошелев, Л.В. Пересадько, Т.В. Копылов
С целью улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов - биологов давней традицией на кафедрах биологического профиля МГПУ стало создание студенческих проблемных научных групп, как и создание внешколь­ных научных групп учеников старших классов через систему Эколого-натуралистического центра и Малой академии наук. Проблемные группы суще­ствуют в МГПУ с 1987 г. Научное руководство осуществляют преподаватели кафедр биологического профиля, сотрудники межведомственной Орнитологиче­ской станции НАН Украины и лабораторий НИИ Биоразнообразия наземных и водных экосистем. Участие студентов и школьников в этих группах является добровольным, группы создаются на каждый текущий учебный год. На каждой кафедре создается несколько групп по проблемным вопросам, выполняемых в рамках плановых госбюджетных и хоздоговорных тем, научное руководство ко­торыми осуществляют ведущие преподаватели университета, активно занимаю­щиеся научной работой. Такое разнообразие групп и ежегодное обновление те­матики позволяет студентам лучше проявить свои наклонности и способности. Проблемные группы мобилизуют и развивают творческий потенциал и силы от­дельных личностей, заинтересованных решением актуальных конкретных науч­ных задач под руководством опытных специалистов. Практика деятельности проблемных научных групп показала их высокую эффективность, особенно ко-I ил индивидуальная работа их членов сочетается с коллективной. Их деятель­ность полностью соответствует целям и задачам Концепции образования в Ук-раине и Концепций экологического образования. На кафедрах зоологии и эколо­гии, проводящих научные исследования в природных условиях, особую привле­кательность для студентов и школьников имеют выезды в природу и работа на полевых стационарах, в т.ч. на Степановской научной базе и Богатырской био­станции МГПУ, а также на временных полевых стационарах кафедр. В послед­ние годы коллективы этих кафедр проводят мониторинговые исследования фау­ны Северного Приазовья, изучают динамику биоразнообразия, полиморфизм различных видов животных в природных и синантропных популяциях. Объек­тами изучения популяционной биологии стали модельные виды (из птиц -большой баклан, чайка-хохотунья, серая цапля, речная крачка, лысуха; из насе­комых - колорадский жук, божья коровка, жужелицы, долгоносики; из моллю­сков - мидия, митилястер, кардиум и т.д.). Проводятся мониторинговые учеты, индивидуальное мечения и массовое кольцевание птенцов и взрослых птиц. В этих коллективных полевых исследованиях активно участвуют студенты и школьники. С их помощью было окольцовано свыше 100 тыс. птиц, в т.ч. птен­цов большого баклана - 20 тыс., чайки-хохотуньи - 30 тыс., различных видов цапель - 5 тыс. особей. Результативной была работа студентов и юннатов про­блемных групп «Водоплавающие и околоводные птицы» с выездами на морские острова и косы Обиточного залива и Молочного лимана. В 1988-2006 гг. прово­дилось картирование колоний цапель, бакланов, чаек и крачек, измерение их гнезд, кладок и яиц, определение величины выводков и выживаемости птенцов разного возраста. Каждому студенту было поручено сбор, обработка и анализ материала по отдельным видам. По результатам этих исследований опубликова­но свыше 100 научных работ, подготовлено и защищено 40 дипломных и маги­стерских работ, выполнено 3 кандидатских диссертации. В местных СМИ опуб­ликовано более 30 статей об изучении и охране птиц, издано 4 буклета природо­охранного содержания, подготовленных с участием студентов проблемников. Коллективная работа более продуктивная, чем обычное индивидуальное выпол­нение тем (в рамках дипломных и курсовых работ). Она дает возможность охва­тить более широкий круг вопросов и более эффективно их решить. Общая цель способствует более быстрому обучению студентов планировать эксперимент и разрабатывать необходимые методики. Проблемная группа обеспечивает преем­ственность в овладении навыками, методиками и традициями научных исследо­ваний, активизирует соревновательность. Студенты разрабатывают свои про­граммы исследований, защищают их на заседаниях кафедральных кружков, ор­нитологических семинарах, участвуют в экспедициях и работе учебно-научных полевых стационаров. Результаты работы обсуждаются в стенной и периодиче­ской печати, в т.ч. на страницах газеты МГПУ «Интеллект». Выполненные раз­делы заслушиваются на студенческих научных конференциях, рекомендуются для публикации. Таким образом, одной из наиболее оптимальных форм совмещения индивидуальной исследовательской работы и занятий по учебной программе является студенческая проблемная группа. Это временный творчески коллектив студентов различных курсов, иногда и с различных факультетов, ш лью которого является совместное решение определенного круга задач. Собира научный материал для выполнения общей темы, каждый студент имеет индивя дуальное задание как ее самостоятельный раздел, что способствует формирова нию целостного представления о конечном результате научного поиска. За 11 лет существования студенческих проблемных научных групп через их «горни ло» на кафедрах зоологии и экологии МГПУ прошло свыше 350 студентов треэ факультетов (химико-биологического, естественно - географического, социаль но-гуманитарного), более 60-ти слушателей Мелитопольской МАН, ЭНЦ г. М& литополя. После окончания университета часть студентов-проблемников про­должила свою научную работу через обучение в магистратуре и аспирантуре: Успешно защитили магистерские работы 10 человек. Подготовили диссертаци­онные работы 17 человек, из которых успешно защитили кандидатские диссер­тации 8 человек. Это зримые результаты эффективной работы проблемных на­учных групп в МГПУ. Другим важным моментом является воспитание у школь­ников и студентов любви к природе, выработка активной жизненной позиции, определение своего места в жизни.


Всеукраїнської науково-методичної конференції "Розвиток біологічної освіти в Україні"-Мелітополь, (26-27 вересня), 2006.С 16-18.

Ответить

Вернуться в «Розвиток біологічної освіти в Україні»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость