ВНЕШКОЛЬНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-БИОЛОГОВ Л.В. Дядченко, А.И. Кошелев, А.Н. Николенко, В.А. Кошелев, Л.В. Пересадько

Розглядається сучасний стан і перспективи розвитку біологічної освіти, впровадження та використання інноваційних педагогічних технологій у навчальному та виховному процесах у загальношкільних, позашкільних та вищих навчальних закладах.
Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ВНЕШКОЛЬНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-БИОЛОГОВ Л.В. Дядченко, А.И. Кошелев, А.Н. Николенко, В.А. Кошелев, Л.В. Пересадько

Сообщение root » 29 окт 2007, 16:19

ВНЕШКОЛЬНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-БИОЛОГОВ
Л.В. Дядченко, А.И. Кошелев, А.Н. Николенко, В.А. Кошелев, Л.В. Пересадько
Основным принципом образования считается его непрерывность в цепоч­ке: детский сад - школа - ВУЗ - послевузовская подготовка - аспирантура -докторантура. Для подготовки специалистов-биологов важнейшую роль приоб­рели внешкольные учреждения, прежде всего Эколого-натуралистические цен­тры (ЭНЦ) (ранее Станции юннатов) и Малая академия наук (МАИ). Именно че­рез них осуществляется в настоящее время основной отбор детей по призванию и по способностям. Предварительная подготовительная работа ведется в школах в рамках преподавания школьных дисциплин биологического цикла, в т.ч. изу­чаемых факультативно, через биологические кружки и школьные научные об­щества. Многолетняя деятельность ЭНЦ г. Мелитополя показала, что эту работу необходимо начинать с младших классов и целенаправленно вести на протяже­нии всего периода школьного обучения. Важнейшими условиями ее эффектив­ности являются практические занятия непосредственно в природе и с живыми объектами. В ЭНЦ имеется пришкольный участок, где ведутся селекционные и хозяйственные работы, голубятня, зооуголок. Ежегодно слушатели ЭНЦ участ­вуют в проведении международных и общенациональных мероприятий и празд­ников (Осенние учеты птиц, Рождественские учеты зимующих птиц, День птиц и др.), организации и проведении ежегодной региональной Выставки голубей и декоративных птиц, проведении конкурсов различного уровня, выполнении грантовых тем. Ежегодно дети выезжают в летний экологический лагерь «Про­стор», имеющий статус республиканского. В течение двух недель они занима­ются исследованиями в природе, участвуют в выполнении научных тем, что во многом определяет их выбор будущей профессии.
МАН г. Мелитополя отметила свое десятилетие. В ее активе командные победы на областных олимпиадах, призы республиканских олимпиадах. Еже­годно 40-60 человек - слушателей МАН выезжают в летний экологический ла­герь - тренинг «Соколятко», где они закрепляют в природе теоретические зна­ния. Свыше 90% выпускников МАНа, специализирующихся в области биологии, стали студентами биологических факультетов университетов, мединститутов и сельхозинститутов. Анализ состава кадровых биологов показал, что через школу
юннатов и МАН прошли все 100% биологов-профессионалов (преподавателе ВУЗов, сотрудников НИИ, заповедников и т.д.). Следовательно, именно вне школьные учреждения биологического профиля осуществляют отбор профес сионально ориентированной молодежи для дальнейшего обучения в ВУЗах работы в биологических учреждениях. По данным Мин Образования Украины 2004г. во внешкольных учебных учреждениях занималось 135243 детей в 840 кружках и других творческих объединениях эколого-натуралистического. на правления. Это составило 11,25% от общего числа детей, занимающихся в вне­школьных учреждениях по всем направлениям науки (из: Решение коллегии Мин Образования ..., 2005г.).
Вместе с тем, опыт работы ЭНЦ и МАН показал и другую тенденцию -резкое сокращение числа детей, идущих на биологию, что во многом связано с падением престижа специальностей биологического профиля. И это на фоне об­щемирового всплеска потребностей в экологическом образовании и переходе в общество на экологические пути развития. Если в 1995-2000 гг. в МАН на био­логическом отделении занималось ежегодно 25-35 человек, то в последние годы их число сократилось до 8-15 человек. Улучшить заинтересованность детей во внешкольном биологическом образовании может организация экскурсионной, поисковой, туристическо-краеведческой работы, проводимой школами и вне­школьными туристическими организациями, организация профильных клубов, кружков и других творческих объединений детей, в т.ч. при природоведческих и биологических музеях, широкое участие школьников в общественных экологи­ческих организациях и научных обществах.



Всеукраїнської науково-методичної конференції "Розвиток біологічної освіти в Україні"-Мелітополь, (26-27 вересня), 2006.С 83-84

Ответить

Вернуться в «Розвиток біологічної освіти в Україні»