ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ И.П. Аносов, Л.В. Антоновская, Л.Н. Маньковская, О.В. Юсупова

Розглядається сучасний стан і перспективи розвитку біологічної освіти, впровадження та використання інноваційних педагогічних технологій у навчальному та виховному процесах у загальношкільних, позашкільних та вищих навчальних закладах.
Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ И.П. Аносов, Л.В. Антоновская, Л.Н. Маньковская, О.В. Юсупова

Сообщение root » 29 окт 2007, 16:29

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
И.П. Аносов, Л.В. Антоновская, Л.Н. Маньковская, О.В. Юсупова
Одной из важных проблем исследований в современной биологии является проблема целостности. Известно, что систематическое, целостное направление в биологии и физиологии связано с именами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, кото­рые открыли рефлекторную деятельность как форму сохранения целостности организма. Весьма полное выражение этот принцип получил в теории функцио­нальных систем П.К. Анохина (1978) им же и была введена в практику препода­вания физиологии эта система.
Системный подход и изучение жизненных отправлений организма актуа­лен и перспективен. В отличие от традиционного подхода в изучении физиоло­гии функциональная система может служить примером интегративной деятель­ности организма. Поэтому в своей преподавательской деятельности мы руково­дствуемся, прежде всего, следующей целью: использовать системный принцип организации физиологических функций для понимания целостности работы ор­ганизма.
Раскрывая один из постулатов функциональной системы, а именно: опреде­ляющим моментом деятельности различных функциональных систем является не само действие, а полезный для системы и для организма в целом результат, мы подчеркиваем, что максимальный приспособительный ответ определяется изби­рательным воздействием отдельных звеньев функционального комплекса. Это и обеспечивает наиболее тонкую и тончайшую приспособительную реакцию.
Системное изучение физиологии дает возможность показать, какую роль играют отдельные звенья и их элементы в организации деятельности, реализуе­мой целостной системой и определяющейся, в свою очередь не суммой элемен­тов, а их взаимодействием.
Необходимо показать студентам, что деятельность сложных функциональ­ных систем, способных к афферентному синтезу и оценке полученных результа­тов действия обеспечивает поддержание и сохранение постоянства тех или иных функций, физиологических констант. Необходимо при этом подчеркнуть диа­лектическую связь гомеостатических механизмов и механизмов противодейст­вующих.
Известно, что принцип адаптивного саморегулирования функциональных систем основывается на обратной связи - обратной афферентации, информи­рующей о достижении полезного результата. Сделав акцент именно на этом важном моменте, дав общую схему построения и общие принципы деятельности функциональной системы, студентам можно предложить ряд задач по составле­нию различных частных функциональных систем (функциональная система, обеспечивающая оптимальную температуру организма, оптимальный уровень дыхательных показателей и т.д.). Такие задания полезны во всех отношениях:
творчески используемые конкретные задания по частным разделам физиологии, воспитывается физиологическое мышление, проявляется самостоятельность в установлении связей между отдельными звеньями функциональной системы, конкретизируются представления о целом и части, о диалектическом единстве частей целого.
Моделируя различные функциональные состояния организма, мы показы­ваем, что одни и те же элементы системы могут включаться в .различные функ­циональные системы и тем самым подчеркиваем исключительную динамич­ность этих саморегулирующихся организаций.
Таким образом, целенаправленный системный подход к изучению физио­логии формирует, в свою очередь, системное мышление у студентов, способст­вует комплексному усвоению знаний.
Литература
1.Анохин ПК. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975 "448с.
2.Анохин ПК. Кибернетика функциональных систем: Избр. труды/ Под ред. КВ. Су­дакова. Сост. В.А. Макаров.- М.: Медицина, 1996.- 400с.
3.Судаков КВ. Физиология. Основы и функциональные системы.- М.: Медицина, 2000.- 784 с.



Всеукраїнської науково-методичної конференції "Розвиток біологічної освіти в Україні"-Мелітополь, (26-27 вересня), 2006.С 99-100

Ответить

Вернуться в «Розвиток біологічної освіти в Україні»