НООСФЕРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н. В. Тарусова

Розглядається сучасний стан і перспективи розвитку біологічної освіти, впровадження та використання інноваційних педагогічних технологій у навчальному та виховному процесах у загальношкільних, позашкільних та вищих навчальних закладах.
Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

НООСФЕРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н. В. Тарусова

Сообщение root » 29 окт 2007, 16:33

НООСФЕРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Н. В. Тарусова
Никто не спасется,
Если не спасемся мы все.
Бодхисаттва
В современном индустриальном обществе преимущественное развитие получил тип неэкологического (левополушарного), т.е. патологического, антро-посферного мышления. Все системы социума (образование, здравоохранение, политика) ориентированы на неэкологическое мышление человека, которое в конечном итоге и породило современный цивилизационный кризис [1].
Кризис цивилизации XXI века есть кризис мышления, производными ко­торого являются более зримый кризис - духовный, экономический, финансо­вый, идеологический, образовательный и др.
Таким образом, требует осознания новая цивилизационная идея - транс­формация мышления и сознания человека в русле экологического императива. Задачи нового витка цивилизации - воссоединение души-разума-тела в единой человеческой личности. Понятно, что это может быть сделано только в системе
образования.
Выдающийся норвежский экофилософ Арне Нейс полагает, что сейчас все усилия по охране природы носят поверхностный характер - люди борются не с причинами, а с последствиями экологического кризиса. Поэтому нет перемен. Необходимо не изменение технологии охраны природы, а сущностная мировоз­зренческая переориентация, ставящая во главу угла равноценность человеческой и нечеловеческой жизни [2].
В условиях углубляющегося экологического кризиса решить задачу вы­живания можно, лишь придав мышлению экологическую направленность. По оценкам специалистов, к концу 70-х годов XXI века будет поздно даже обсуж­дать экологическую проблему.
Принято выделять антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Впрочем, некоторые ученые считают некорректным употреблять тер­мин «антропоцентрическое экологическое сознание», т.к. по сути, оно экологи­ческим уже не является, ведь в нем выражено противопоставление человека и природы, и человек объявляется высшей ценностью [3].
К великому сожалению, в сознании людей преобладают антропоцентриче­ские настроения. А существовавшая и во многом существующая теперь система экологического воспитания и образования в основе своей строилась и строится еще на антропоцентрической парадигме.
Поэтому сегодня чрезвычайно актуальна проблема создания новой систе­мы образования, которая могла бы в полной мере учитывать современные дос­тижения таких направлений экологической науки, как философия, этика, психо­логия и педагогика. Практически речь идет о формировании у личности плане­тарного ноосферного сознания как необходимого условия выживания челове­чества [4].
Основные принципы экологического учебно-воспитательного процесса должны формироваться из понимания единства человека и другого мира. Осно­ванием концепции всеединства (В.Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков) может быть научно-философская концепция биосферы и ее перехода в ноосферу, раз­работанная В.И.Вернадским |5).
Важным фактором реформирования и модернизации украинского образо­вания должен стать принцип непрерывности экологического образования. Оце­нивая ситуацию с экологическим образованием в вузах, следует отметить недос­таточную степень его развития.
Структура экологического образования может быть следующей:
экологическое образование студентов как компонент общей культуры;
создание гуманистической среды, способствующей формированию у вы­пускников экологического сознания;
подготовка специалистов экологического профиля.
Конечной целью этого процесса должно стать создание и развитие кон­цепции ноосферного образования как части концепции ноосферного пути разви­тия Украины.
Один из наиболее глубоких последователей учения В.И. Вернадского, ака­демик Н.Н. Моисеев в своем посмертном труде сказал, что «человек может иметь будущее лишь в том случае если примет на себя ответственность не толь-
ко за развитие общества, но и биосферы в целом» [6].
Литература
1.Маслова Н.В. Ноосферное образование.-М, 2002.
2.Билл Деволл, Джордж Сешнс. Глубинная экология. - К., 20О5.
3.Лосев А.В. Социальная экология. - М, 1998.
4.Ситаров В.А. Социальная экология. - М., 1998.
5.Вернадский ВИ. Биосфера (Избранные труды по биохимии). — М., 1967.
6.Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. -М., 1990.


Всеукраїнської науково-методичної конференції "Розвиток біологічної освіти в Україні"-Мелітополь, (26-27 вересня), 2006.С 103-104

Ответить

Вернуться в «Розвиток біологічної освіти в Україні»