ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:04

Акинина Е. Б.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Владимирский государственный университет (Россия)

Ценностно-смысловые ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [2]. Возникает своеобразие субъектных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе. Трудности в обсуждении жизненных планов и описании событий внутренней жизни приводят к возникновению специфических особенностей в их ценностно-смысловой сфере личности. Цель нашего исследования заключалась в изучении психологических особенностей ценностно-смысловой сферы глухих и слабослышащих студентов, обучающихся по специальности «Автоматика и телемеханика» во Владимирском государственном университете.
В исследовании приняли участие студенты-инвалиды I и III курсов, страдающие акустическими нарушениями (n=30 человек). Мы условно разделили испытуемых на две группы. В первую группу вошли условно глухие студенты (14 человек), а во вторую слабослышащие (16 человек). Формирование групп производилось не по медицинскому диагнозу, а с учетом способности или неспособности студента слышать и воспринимать человеческую речь, его умения общаться без помощи сурдопереводчика, и возрастного периода, в котором человек потерял слух (до овладения речью или после) [1].
Для изучения ценностно-смысловой сферы студентов-инвалидов мы пользовались следующими методиками: опросником терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г.Сенина, ценностным опросником (ЦО) С. Шварца, тестом смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева, методикой «Когнитивная ориентация (локус контроль)» Дж. Роттера. Полученные данные были подвергнуты математико-статистической обработке. Для выявления статистически достоверных различий между группами испытуемых, мы применили U-критерий Манна-Уитни. По результатам диагностики мы получили следующие результаты. По методике ОТеЦ величина средних значений всех ценностей у глухих студентов несколько ниже, чем у слабослышащих. Ведущими ценностями у глухих студентов являются: высокое материальное положение (ВМП), достижения (Д) и сохранение собственной индивидуальности (ССИ) (6 стенов), а наименьшее развитие – креативность (К), духовное удовлетворение (ДУ) (по 4 стена). Доминирующими сферами, где реализуются выше перечисленные ценности, в данной группе студентов являются: сфера общественной жизни (СОЖ) (7 стенов), и сфера увлечений (СУ) (6 стенов); наименьшее значение имеют: сфера профессиональной жизни (СПЖ) (4 стена) сфера образования и обучения (СОиО) (5 стенов) и сфера семейной жизни (CCЖ) (5 стенов). Ведущими ценностями у слабослышащих студентов являются собственный престиж (СП), достижения (Д) (8 стенов), а также высокое материальное положение (ВМП), активные социальные контакты (АСК) и сохранение собственной индивидуальности (ССИ) (7 стенов). Наименее выражены также такие ценности как креативность (К), развитие себя (РС), духовное удовлетворение (ДУ) (6 стенов). У слабослышащих преобладают такие сферы как сфера семейной жизни (ССЖ) и сфера общественной жизни (СОЖ) (8 стенов). Наименьшее значение имеет сфера увлечений (СУ)(6 стенов). Исследование достоверности различий терминальных ценностей по методике ОТеЦ И.Г.Сенина между группой условно глухих студентов и группой слабослышащих студентов показало наличие различий между ними по следующим шкалам: «Собственный престиж», «Высокое материальное положение», «Развитие себя», «Достижения», «Духовное удовлетворение». Значимые различия в ведущих жизненных сферах были получены в показателях «профессиональная жизнь» (СПЖ), «образование и обучение» (СОиО), «семейная жизнь» (ССЖ) и «общественная жизнь» (СОЖ) (Uэмп.< Uкрит , при р 0,01).
По результатам опросника Шварца на уровне нормативных идеалов у глухих студентов высокую значимость имеют ценности безопасности, достижения и гедонизма, а низкие ранговые значения характерны для конформности, ценности традиций и власти. У слабослышащих студентов высшие ранговые места занимают ценности безопасности, доброты и гедонизма, а низшие – традиции, самостоятельность, власть, стимуляция. На уровне индивидуальных приоритетов у глухих студентов в наибольшей степени проявляется гедонизм, достижения, доброта, а наименьшей значимостью, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов об-ладают такие ценности, как традиции, конформ¬ность, власть. Для слабослышащих студентов более характерны такие ценности, как доброта, безопасность и гедонизм, а менее характерны такие ценности, как традиции, конформность, власть. Достоверные различия между двумя группами студентов получены по всем ценностям, кроме стимуляции (значения показателей терминальных и инструментальных ценностей у глухих студентов на порядок ниже, чем у слабослышащих).
По результатам методики СЖО Д. А. Леонтьева у глухих и слабослышащих студентов наиболее выражены показатели шкал «Цели» (29,21 и 33,12) и «Локус контроля-жизнь» (27,14 и 31), самое низкое значение имеет шкала «Локус контроля-Я» (20,21 и 21,81). Глухие и слабослышащие студенты имеют жизненные цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Данные испытуемые убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Но в то же время, они не верят в свои силы контролировать события собственной жизни в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле. В группе глухих студентов были выявлены значения ниже нормы по шкале «Процесс» (интерес и эмоциональная насыщенность жизни), что указывает на некоторую неудовлетворённость своей жизнью в настоящем, она не воспринимается интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Достоверные различия получены по шкалам: «Результат», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь» (Uэмп.< Uкрит., при р 0,05).
Исследование достоверности различий по методике «Когнитивная ориентация» Дж.Роттера между группой условно глухих студентов и группой слабослышащих студентов показало их наличие по шкалам «Интернальность» и «Экстернальность». У слабослышащих студентов преобладает внутренняя когнитивная ориентация личности (экстернальный тип локус контроля), они склонны приписывать результаты деятельности внешним факторам. Преобладающий тип локус контроля у глухих студентов – внешний (интернальный). Ответственность за события, происходящие у них в жизни, глухие в большей мере принимают на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями.
Таким образом, у глухих студентов слабо выражена система ценностей, они, в отличие от слабослышащих, отличаются меньшей социальной приспособленностью, обладают более низким уровнем мотивации, направленной на достижение успеха и уступают слабослышащим студентам в стремлении к лидерству. У слабослышащих студентов преобладает внешняя когнитивная ориентация личности, а у глухих- внутренняя. Несмотря на то, что слабослышащие более, чем глухие оптимистичны своего будущего, более сориентированы на социальное достижение, они более социальны инфантильны в построении своих жизненных планов, предпочитают думать о сегодняшнем дне, а не строить планы на будущее. У глухих жизненные планы более определенные, в силу суженности сфер профессиональной деятельности. Для глухих менее значима ценность социального достижения.
Литература:
1. Акинина Е.Б. Психологические особенности обучения студентов-инвалидов по слуху//Акмеология образования. – 2009. - №1 - С.139-142
2. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. . -Кемерово: Кузбассвузиздат. -2000.- ISBN 5-202-01717-0.

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»