ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО–ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ТРЕТЬЕКУРСНИКОВ

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО–ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ТРЕТЬЕКУРСНИКОВ

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:06

Великова С.А.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО – ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ТРЕТЬЕКУРСНИКОВ

Владимирский государственный университет (Россия)

Темп и напряженность учебы, жизни предъявляют повышенные требования к компенсаторным механизмам психики студентов, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам. Психо-эмоциональное напряжение, приводит к нарушению баланса тормозных и возбудительных процессов, реализующемуся в невротических состояниях - депрессии, ипохондрии, тревожности, агрессивности и т.п.[1]. В период обучения в вузе закладывается мировоззрение и система жизненных ценностей человека. Современный студент должен иметь представления о факторах, вредно на него влияющих, методах и навыках компенсации негативных психических реакций.
Цель данного исследования изучить особенности мотивационно-потребностной сферы студентов третьекурсников обучающихся в ВлГУ.
Исследование показало, что у третьекурсников ВлГУ при ранжирование терминальных ценностей (методика Терминальные ценности. И.Г. Сенина) на первом месте – шкала «достижения» (33,10), что говорит о стремлении к достижению конкретных и ощутимых результатов. Такие студенты испытывают большее удовлетворение от результатов своей работы, нежели от ее процесса. Для них характерно тщательное планирование своей работы, стремление добиваться конкретных результатов, которые зависят от уровня образования. Они тщательно планируют все этапы образовательного процесса. «Духовное удовлетворение» (32,03), «развитие себя» (32,42), «материальное положение» (32,55) стоят на втором месте, что свидетельствует о наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной квалификации. Студенты предпочитают в свободное время заниматься тем, что может принести материальную пользу. Увлечения часто носят чисто прагматический характер (например, когда продукты увлечения можно продать, обменять и т.п.). Главное – делать только то, что интересно и что приносит внутренне удовлетворение, выраженное в стремлении иметь интересную, содержательную работу или профессию. На последних местах находятся терминальные ценности - «социальные контакты» (31,68) и «креативность» (30,52). На третьем курсе студенты в меньшей степени стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Максимальная реализация терминальных ценностей наблюдается в сфере – «общество» (64,89). Высокий результат по данному показателю отражает высокую значимость для третьекурсников проблем жизни общества. Как правило, они быстро вовлекаются в общественно-политическую жизнь, считая, что самое главное для человека – его общественно-политические убеждения. По остальным жизненным сферам «профессия», «образование», «семья» значимых различий не наблюдается (р>0,05). Высокий показатель выраженности жизненной сферы «Профессия» (44,55) - говорит о том, что будущая профессиональная деятельность для студентов 3 курса является необходимым содержанием жизни. Стремление студентов к повышению своей образованности, расширению кругозора отражает шкала жизненной сферы «Образование» (43,76). Баллы по шкале выраженности жизненной сферы «Семья» (43,17) свидетельствует о том, что благополучие третьекурсников связанно с жизнью их семьи. Студенты стараются вести себя так, чтобы члены их семей гордились ими. Показатель жизненной сферы «Увлечения» (43,26) демонстрирует то, что студентам жизнь кажется во многом неполноценной, если нет у них какого-либо увлечения.
Ранги социально-психологических установок (методика Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной) демонстрируют типично, навязываемого СМИ супер - героя современных боевиков, на первом месте у которого стоят такие установки, как «эгоизм» (5,32), «власть» (5,30), «деньги» (5,29), «свобода» (5,27), «процесс» (5,21), «труд» (4,64), «альтруизм» (4,57). Ведущей ценностью для третьекурсников является стремление к единоличной власти, и как следствие, к увеличению своего благосостояния.
Выводы:
1. Особенности мотивационно-потребностной сферы у студентов различных направлений обусловлены возрастными особенностями выборки. Достоверность различий между показателями у студентов различных специальностей подтверждает данный аспект, p>0,05.
2. Доминирующими сферами на протяжении обучения в ВУЗе являются «Образование» и «Профессия». На 3 курсе имеет место попытка реализовать себя посредством общественно-полезной деятельности.
3. Вариации терминальных ценностей небольшие, с интервалом 1 балл, что указывает на полноту реализации своих способностей третьекурсниками. Повышение показателя по шкале «достижения» обуславливает стремление студентов 3 курса добиваться конкретных результатов образования.
Литература:
1. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.- 460с.

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»