ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:08

Винарчик Е.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Владимирский государственный университет (Россия)

Неправильная интерпретация невербальных знаков может приводить к ошибкам в понимании словесных сообщений.
Было сформулировано предположение, что сотрудники отечественных и зарубежных организаций различаются по уровню развития рефлексивности и социального интеллекта, что обусловлено культурными особенностями. Между уровнем развития рефлексивности и социального интеллекта в отечественных организациях и уровнем развития рефлексивности и социального интеллекта в зарубежных организациях должны существовать существенные различия, обусловленные различиями культурных особенностей.
На первом этапе исследования изучалась рефлексивность сотрудников отечественных и зарубежных организаций с помощью методики «Рефлексивные механизмы» А.В. Карпова, В.В. Пономаревой.
Установлено, что рефлексивность сотрудников отечественных и зарубежных организаций находится в пределах нормы. Сотрудники критически оценивают свою деятельность, выделяют, анализируют, соотносят с предметной ситуацией собственные действия. Также рабочие отечественных организаций пытаются поставить себя на место другого человека, стараются понять, что думают другие люди, стремятся осознать, как он воспринимается партнером по общению. Испытуемые уделяют внимание собственной деятельности, психическим качествам и состояниям, проявляющимся в ней, своему внутреннему миру. Они могут вносить коррективы в ход деятельности, предпринимать новую деятельность. Сотрудники стараются также понять причины поведения другого, предугадать реакции окружения на собственные поступки, обладают умением щадить чувства других людей.
Следующим шагом было исследование способности правильно понимать и прогнозировать поведение людей с помощью методики Гилфорда.
По результатам оценки общего уровня социального интеллекта сотрудникам отечественных организаций свойственны способности извлекать достаточно много информации о поведении людей, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, понимать язык невербального общения, проявлять дальновидность в отношении с другими, что способствует их успешной адаптации. Как правило, такие люди являются успешными коммуникаторами. Им свойственна контактность, тактичность, доброжелательность, тенденция к психологической близости в общении. Испытуемым интересны социальные проблемы, они имеют потребность воздействовать на других и часто им свойственны развитые организаторские способности. У таких людей обычно выражен интерес к познанию себя и развиты способности к рефлексии. Они легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.
По результатам общего уровня развития социального интеллекта сотрудников зарубежных организаций (интегрального фактора познания поведения), который определяется на основе композитной оценки и выполняет регулирующую функцию в межличностном общении, обеспечивая социальную адаптацию личности, у сотрудников зарубежных организаций преобладают средние способности к познанию поведения. Испытуемые способны извлекать достаточно много информации о поведении людей, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, понимать язык невербального общения, проявлять дальновидность в отношении с другими, что способствует их успешной адаптации.
Следующим шагом было исследование преобладающего стиля поведения в конфликте с помощью методики К. Томаса. По результатам мы видим, что служащим отечественных организаций наиболее свойственны такие типы поведения в конфликте как избегание и компромисс. Испытуемые, выбирающие стратегию избегания, не стремятся к координации, достижению собственных целей при разрешении конфликтных ситуаций. Это не вполне эффективный способ разрешения конфликтов; Испытуемые, выбирающие стратегию компромисса или соглашения с участниками конфликта, стремятся к взаимным уступкам, что является достаточно эффективным способом в системе профессионального контроля.
Служащим зарубежных организаций наиболее свойственны такие типы поведения в конфликте как избегание и сотрудничество. Испытуемые, выбирающие стратегию избегания, не стремятся к координации, достижению собственных целей при разрешении конфликтных ситуаций. Это не вполне эффективный способ разрешения конфликтов. Испытуемые, выбирающие стратегию сотрудничества, приходят к альтернативе, которая полностью удовлетворяет интересы обеих сторон. Этот тип поведения наиболее оптимален для обеспечения эффективной системы контроля профессиональной деятельности в организации.
Далее осуществлялось исследование степени выраженности социально-психологических установок с помощью методики «Социально – психологические установки личности в мотивационно – потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной.
У сотрудников как отечественных, так и зарубежных организаций преобладают ориентация на свободу и ориентация на процесс. Испытуемые считают главной ценностью для себя свободу. Они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Ориентируясь на альтруистические ценности, такие люди могут помогать другим в ущерб себе. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Также у сотрудников зарубежных организаций достаточно высокий показатель по шкале альтруизм, что является ценной общественной мотивацией, наличие которой отличает зрелого человека.
Литература:
1. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие для вузов / А. В. Карпов. — Москва: Гардарики, 2007.— 584 c.
2. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424с.
3. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: Учебно-методическое пособие. Электронная версия, Пенза. Изд. ПГУ . 2003.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1997. – 689 с.

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»