ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:11

Евгеньева Ю., Царькова О. В.

ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Мелітопольський державний педагогічний університет імені Богдана Хмельницького (м. Мелітополь)

Вряд ли на планете можно найти хотя бы одного человека, которому не было бы знакомо чувство страха. Природа подарила человеку страх для того, чтобы оградить его от опасностей, поскольку страх – это ничто иное, как эмоциональная составляющая инстинкта самосохранения, своеобразный сигнал об угрозе. Продуктивным, является предположение, что там, где есть страх, должно быть что-то, чего люди боятся.
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Неадекватные реакции наблюдаются при различных психических заболеваниях.
Первым понятие страха ввел основоположник психоанализа З. Фрейд.
Как известно, Фрейд определял страх – как: «…свойственная всем организмам реакция». «Страх возникает, – отмечал Фрейд, – как реакция на положение, составляющее опасность, он (страх) регулярно воспроизводится, когда снова создается такое состояние». Фрейд также находит, что первым переживанием страха – может быть состояние рождения.
По замечанию Фрейда, некоторые виды страха – сопровождают индивида в течении всей жизни. Например, страх перед сверх-Я. «Невротик, – пишет Фрейд, – отличается в этом плане от нормального тем, что чрезмерно преувеличивает реакции на эти опасности»
Лейбин, в словаре-справочнике по психоанализу, вносит такое определение страха: «Страх – психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающие действия, направленные на самосохранение». (Лейбин, B, с. 561).
З.Фрейд различал 3 вида страха: реальный страх, невротический страх, моральный страх (или чувство вины). Основной тип – реальный страх или страх реальных вещей внешнего мира, от него производны два других. Невротическая тревога представляет страх того, что желание выйдет из-под контроля и заставит сделать нечто, за что последует наказание. Невротический страх – это не столько страх желаний, сколько страх наказания, которое последует за удовлетворением этих желаний. Невротическая тревога имеет основу в реальности, поскольку в лице родителей или других авторитарных фигур, мир наказывает ребенка за импульсивные действия. Моральный страх – это страх совести (исходящий из Сверх-Я). Люди с хорошо развитым Сверх-Я склонны чувствовать вину, совершая нечто противное моральным установкам, или даже думая об этом. Моральный страх также реалистичен: если в прошлом человека наказывали за нарушение морального плана, то могут наказать опять.
Изучением проблемы страха занимались З. Фрейд, Захаров А.И., Риман Ф., Щербатых Ю.В. Изучением представлений о страхе занимались, например, Запорожец А.В., Оглоблина О.Г., Подпругина В.В. и Блинникова И.В.
Страх, различные его формы являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума, группы, общества. Страх оказывает влияние, а иногда определяет ту или иную стратегию поведения. Эмоционально-чувственную сторону социальной жизни можно описать, как постоянное балансирование между чувством страха и уверенностью. В не экстремальной ситуации сохраняется относительно стабильный баланс, который позволяет чувствовать индивидуумам себя комфортно. А когда происходит устойчивое смещение чувств в сторону тревожности, беспокойства, ощущение неуверенности ведёт к дисбалансу. Если чувство страха становится постоянной характеристикой сознания, можно говорить о формировании катастрофического сознания. Уровень катастрофизма в обществе существенно влияет на стратегию поведения индивидов в обществе, а, следовательно, на жизнь нации. Вера в грядущую катастрофу и страх перед ней, проистекающий из этой веры, – так же непременные составляющие катастрофического сознания.
Важно отметить, что фрейдовское определение страха основывается на том жизненном факте, что дети – это беспомощные существа, которые крайне зависимы в плане выживания от родителей в течение гораздо более долгого срока, чем любой другой вид животного мира. Родители уменьшают внутреннюю напряжённость индивида, возникающую в результате голода, жажды, опасности, холода и т.д. Это чувство беспомощности отчетливо видно в различного рода травматических ситуациях. Травма возникает, когда организм не может контролировать свое собственное психическое состояние и таким образом становится подавленным. В дошкольном возрасте у 346 мальчиков среднее число страхов составляет 8,2; у 352 девочек — 10,3. В школьном возрасте у 732 мальчиков среднее число страхов — 6,9; у 705 девочек — 9,2. Из этих данных следует, что в дошкольном возрасте страхов достоверно больше, чем в школьном, как у мальчиков, так и у девочек.
Нужно признать, что причины появления страхов не всегда очевидны и лежат на поверхности. Известно, что чаще всего они развиваются у людей с бурным воображением и ярко выраженной эмоциональностью, которые не умеют различать страх, спровоцированный воображаемой угрозой, и страх, связанный с угрозой реальной. Причем страх, может быть каким угодно. Кто-то боится потерять любимого, а кто-то испытывает страх от мысли быть погребенным заживо, кто-то не понимает, как победить страх перед лифтом, не говоря уже о том, что миллионы людей боятся не только змей, пауков, но и кошек, инфекций, детских кукол, облысения и т.д. Но так или иначе, если все, что пугает человека, это только страхи, еще не превратившиеся в развитые фобии, то вне всяких сомнений можно найти способ как побороть страх и бороться с ним самостоятельно. Попробуйте действовать против страха в открытую, живите с ним, и заставьте его не мешать вам жить, попробуйте сознательно делать то, чего вы больше всего боитесь. Возможно, что на первом этапе преодоление страха будет сопровождаться эмоциями как у маленького ребенка, который когда чего-то боится, закрывает глаза, плачет, но преодолевает страх, например, мотивируясь задачей найти любимую игрушку в темной комнате. Сделав это однажды, дважды, десять раз, вы вздохнете с облегчением – как оказалось, все не так страшно!
Литература:
1. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 2000. – 292 с.
2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2004. – 252 с.
3. Фрейд З. Детский психоанализ. – СПб.: «Питер», 2003. – 267 с.
4. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – Киев: «Сталкер», 2000. – 320 с.
5. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: «Просвещение», 1993. – 253 с.
6. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: «Фирма СТД», 2006. –285 с.
7. Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно. – СПб.: Речь, 2007. – 254 с.

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»