ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:13

Кабанов В.А., Сергеева К.В.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКОЙ, ГУМАНИТАРНОЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ОБЩЕСТВА

Владимирский государственный университет (Россия)

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях преобразования общества система образования нуждается в тщательном анализе того воздействия на личность, которое она оказывает. Личностные особенности студентов исследовались ранее в основном на базе педагогических вузов, в которых хотя и полно, но недостаточно широко были раскрыты основные личностные характеристики будущих профессионалов, кроме того, направленность деятельности таких испытуемых была исключительно педагогическая. Изучали в данном русле личностные особенности студентов А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, В.Э. Чудновский, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и другие. Ввиду того, что различных профессий очень много, мы считаем целесообразным проводить исследования личностных особенностей будущих профессионалов более широкого спектра. Выборка, используемая в данной работе не имеет педагогическую специфику. Данная работа включает исследование личностных особенностей студентов, осваивающих специальности «химия», «социология» и «архитектура», что само по себе дефицитно. Исследование проводилось в 2010 году на базе Владимирского Государственного Университета г. Владимир. В исследовании приняли участие студенты вуза в возрасте 19-21 год специальности «социология», специальности «химия-биология» и специальности «промышленное и гражданское строительство». Соответственно, были выделены три группы: студенты-биологи, студенты-архитекторы и студенты-химики.
Для изучения личностных особенностей указанных специальностей нами был применен ряд методов: наблюдение, теоретический анализ литературы по теме исследования, тестовый метод (тестирование с помощью методик): Стандартизированный личностный опросник 16 PF Р Кеттелла, Опросник УСК Дж. Роттера (уровень субъективного контроля), Мотивационно-самооценочный опросник В.А. Зобкова. Методы математико-статистического анализа (H-критерий Крускала-Уоллиса). Для оценки достоверности различий между тремя группами нами использовался Н-критерий Крускалла-Уоллиса. Проведенное исследование и математико-стаистический анализ позволяют составить характиристики студентов изучаемых специальностей.
Студенты-химики показали самый высокий уровень интеллекта, что, скорее всего, связано с профессиональной необходимостью выполнять сложные расчеты и измерения. Люди с высоким уровнем интеллекта обладают высокими общими мыслительными способностями, они проницательны и склонны иметь высокие интеллектуальные интересы. Кроме того, студенты этой группы больше остальных имеют склонность к чувству вины. Данная группа студентов по шкале интернальности в области семейных отношений имеет самое большое значение, но находится оно в пределах нормы, и поэтому мы не можем утверждать о каких-либо тенденциях к экстернальности или интернальности в области семейных отношений. У студентов-химиков преобладает несформированная мотивация, а также более всего выражены такие отношенческие компоненты мотивации как отношение к делу и отношение к себе, что позволяет предположить наличие высокой самоценности и деятельностной активности.
Студенты-социологи показали самое высокое значение по шкале доминантности и самое низкое по шкале интеллекта, но значения эти находятся в пределах нормы, и мы не можем говорить о тенденциях к выраженности или не выраженности какого-либо из названных показателей. Студенты-социологи также отличаются, вероятно, высокой интернальностью в области межличностных отношений, что характеризует их как способных налаживать неформальные межличностные отношения с другими людьми и самостоятельно вызывать у них различное к себе отношение. Вероятно, такие качества необходимы будущим социологам в их профессиональной деятельности, т.к. они будут активно контактировать с людьми и, так или иначе, вступать с ними в межличностные отношения по собственной инициативе. Кроме того, в группе студентов-социологов преобладает несформированная мотивация, и отношенческие компоненты мотивации: к делу, к коллективу, стремление к лидерству – выражены в норме, что, скорее всего, говорит о стабильности эмоционального фона группы наряду с невыраженной у большинства студентов личностной позицией.
Студенты-архитекторы проявляют низкую доминантность, что, вероятно, свидетельствует о тенденции к покорности, послушности и зависимости. Кроме того, подобные люди характеризуются доброжелательностью, понятливостью и любезностью, внимательностью и дипломатичностью. Студенты-архитекторы отличаются самым высоким уровнем воображения, а значит оригинальностью, поглощенностью идеями, высоким напряжением внутренней жизни, а также неуравновешенностью. Кроме того, подобным людям может быть присуща рассеянность, непрактичность, фантазерство и истерические приступы «все бросить». По всей вероятности, студентам-архитекторам необходимо такое свойство личности как воображение, т.к. задачи их будущей профессиональной деятельности связаны с разработкой сложных геометрических, пространственных объектов, что невозможно без хорошего воображения и способности создавать различного рода образы и проекты. Кроме того, данной группе студентов присуще проявление уверенной адекватности, самоуверенности, спокойствия. Они чувствуют себя в безопасности, они бодры, жизнерадостны, малочувствительны к критике и одобрению. Существенно низкое значение обнаруживается в группе студентов-архитекторов по уровню общей интернальности, что говорит, вероятно, о том, что такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями в жизни, а также они не считают себя способными контролировать значимые ситуации. Группа студентов-архитекторов показывает также самое высокое значение по шкале интернальности в области неудач. По всей видимости, их можно охарактеризовать, как людей, обвиняющих себя, винящих себя за происходящие с ними неприятные события или неудачи. Студенты, осваивающие специальность «архитектура», проявляют в пятидесяти процентах своей численности личностно-престижную мотивацию с завышенной самооценкой, которая характеризуется ориентацией на получение высоких социальных оценок и преобладанием личных интересов над общими. Кроме того, студенты-архитекторы характеризуются повышенной выраженностью таких отношенческих компонентов мотивации как отношение к себе и стремлении к лидерству, что подчеркивает описанные выше характеристики личностно-престижной мотивации с завышенной самооценкой. Следует отметить, что личностные особенности – это такие характеристики личности, которые отличают личность от других, и на наш взгляд, нами было выявлено хотя и не все, что предполагалось, но множество довольно значимых различий в личностных свойствах, анализируя которые, любой психолог может почерпнуть для себя важную и полезную информацию при составлении, например, программ психолого-педагогического сопровождения или при решении задач профотбора и профориентации.
Исходя из проведенного исследования можно дать следующие практические рекомендации. Студентам-химикам, по всей видимости, необходимо поучаствовать в тренинге уверенности в себе, а также обратить внимание на главные интересы и устремления. Также, студентам-социологам необходимо обратить внимание на собственную личностную позицию, на несформированность мотивации. Возможно, испытуемым этих двух групп стоит расставить приоритеты в своей жизни. Студентам-архитекторам, вероятно, стоит развивать в себе лидерские качества, практичность и самоконтроль. В перспективах исследования мы считаем возможным обратить внимание на те сферы личности, которые в данной работе не были освещены. Например, это ценностная сфера, темперамент, самосознание и множество других. Кроме того, интересно было бы посмотреть на развитие личностных особенностей в динамике, провести лонгитюдное исследование.
Литература:
1. Сергеева К.В. Психологическая подготовка выпускников вуза к профессиональной деятельности. Сборник материалов международного конгресса «Психология XXI столетия». – Ярославль: МАПН, 2008.

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»