ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ У ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ УКРАИНЫ

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ У ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ УКРАИНЫ

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:17

Мельникова С. В.

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ У ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ УКРАИНЫ

Мелітопольський державний педагогічний університет імені Богдана Хмельницького (м. Мелітополь)

Известно, что профессиональная врачебная деятельность относится к сфере «человек – человек» и ее успешность определяется не только профессиональными знаниями, но и личностными характеристиками специалиста. К их числу относятся установление адекватных и эмоционально-благоприятных отношений с больными, устойчивая «Я–концепция», гуманное отношение к пациенту [2; 4].
Особой личностной характеристикой врача является эмпатия. Этот термин возник на основе немецкого слова «einfühling» (дословное значение – проникновение), примененного Т. Липпсом в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905 г.): «Мы устанавливаем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». В дальнейшем термин «эмпатия» появился в Оксфордском словаре 1912 г. и был близок к понятию «симпатия».
Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека с помощью сопереживания, проникновения в его субъективный мир [2; 3; 4; 6; 10; 13]. Необходимо идентифицировать эмпатию с другими взаимоотношениями «врач – пациент»: жалость («мне жаль Вас»), симпатия («я сочувствую Вам»). Концепция эмпатии – «я – с Вами» [4].
Эмпатия врача зависит от наличия и богатства его личного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним [2; 4].
Как личностная характеристика эмпатия является одной из составляющих профессиональной деятельности врача-стоматолога. Специфика работы представителей этой врачебной специальности достаточно сложна: работа с дентофобными пациентами, пациентами группы риска, VIP. В настоящее время наблюдается рост конфликтных ситуаций и проблем в нормативно-правовых отношениях на современном стоматологическом приеме [1; 5; 7; 11].
Феномен эмпатии у медицинских работников освещен в небольшом количестве работ [2; 4]. Данная личностная характеристика изучалась, в основном, у педагогов и психологов [6; 13].
Проведенные собственные исследования (2005 г.) в группе 53 врачей-стоматологов выявили, что эмпатия занимает одно из значимых мест в структуре профессионально важных качеств личности врача-стоматолога [8]. Был выявлен нормальный уровень эмпатийности и планировалось детальное изучение этой личностной характеристики у врачей-стоматологов Украины.
Целью нашего исследования является изучение уровня эмпатии у врачей-стоматологов Украины.
Материалы и методы исследования. Оценка уровня эмпатии была проведена у 176 специалистов, профессиональной деятельностью которых является стоматология. Возраст испытуемых от 22 до 60 лет, гендерный состав 78 мужчин, 98 женщин.
Определение эмпатии у врачей-стоматологов как способности к постижению эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия, сострадания и проникновения в его внутренний мир, изучалось по методике И.М. Юсупова [12].
Методика состоит из 36 утверждений и 6 вариантов ответов на каждое из них. Варианты ответов оцениваются по баллам от «0» до «5».
Уровень эмпатийности определялся в зависимости от количества набранных баллов по следующей градации:
– очень высокий уровень эмпатийности,
– высокая эмпатийность,
– нормальный уровень эмпатийности,
– низкий уровень эмпатийности,
– очень низкий уровень.
Результаты обработаны статистически [9].
Результаты исследования и их обсуждение. В нашем исследовании эмпатия рассматривалась нами как одна из личностных характеристик врача, которая отражается на его общении с пациентами. Результаты представлены в таблице 1.




Таблица 1
Изучение уровня эмпатии у врачей-стоматологов
Изображение
Примечания:
1. р1 – сравнение проведено между группами различных возрастов для мужчин и женщин соответственно;
2. р2 – сравнение проведено между группами мужчин и женщин одинакового возраста.
Анализ полученных результатов выявил высокий уровень эмпатии у врачей-стоматологов. Показатель по тесту составил от 65,37 до 81,94 баллов, что характеризовалось как высокая эмпатийность, чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушие, склонность прощать.
По мнению Н.В. Козиной [4], этот уровень эмпатии характерен для зрелых, профессионально уверенных специалистов, отличающихся высоким коммуникативным потенциалом, умеющих сохранять собственную позицию и психологическую дистанцию, наряду с глубоким пониманием пациента и сопереживанием к нему.
Отмечаются возрастные и гендерные особенности показателей уровня эмпатии в исследуемой группе. У врачей-стоматологов женщин этот показатель выше, чем у мужчин: в І-й возрастной группе в 1,11 раза, во ІІ-й возрастной группе – в 1,19 раза.
У стоматологов-женщин уровень эмпатии повышался с возрастом в 1,20 раза (p<0,001), у мужчин – в 1,06 раза. Сравнивая уровень эмпатии у мужчин и женщин, выявлено повышение данного показателя у женщин в обеих возрастных группах: на 9,8% (p<0,001) в І-й возрастной группе (25-35 лет) и на 15,8% (p<0,001) во ІІ-й возрастной группе (36-55 лет) по сравнению с группами мужчин.
Проведенный корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, rs) показал, что возраст и уровень эмпатии статистически значимо и положительно связаны только в группе врачей-стоматологов женщин. (rs=+0,40; р<0,01). У мужчин связь эмпатии с возрастом не наблюдается (rs =+0,07), то есть эмпатия не зависит от возраста.
Выводы:
1. Эмпатия является профессионально значимой личностной характеристикой врача-стоматолога.
2. Выявлен высокий уровень эмпатии у врачей-стоматологов Украины, что характеризует представителей этой врачебной специальности как зрелых, профессионально уверенных специалистов с высоким коммуникативным потенциалом, глубоким пониманием пациента и сопереживанием к нему.
3. Отмечаются возрастные и гендерные особенности показателей уровня эмпатии у врачей-стоматологов.
Перспективы дальнейших исследований. Полученные в работе данные дают возможность проведения корреляционного анализа с другими показателями психоэмоциональной сферы врачей-стоматологов.
Литература:
1. Бондаренко Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность / Н.Н. Бондаренко. – М.: Медицинская книга, 2004. – 96 с.
2. Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология» / А.П. Василькова. – СПб, 1998. – 17 с.
3. Журавльова Л.П. Психологія емпатії: Монографія / Л.П. Журавльова. – Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І.Франка, 2007. – 328 с.
4. Козина Н. В. Исследование эмпатии и её влияния на формирование «Синдрома эмоционального сгорания» у мед. работников: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.04 «Медицинская психология» / Н. В. Козина. – Санкт-Петербург, 1998. – 25 с.
5. Конфликт между врачом и пациентом. Пути его решения / С.В. Харченко, В.С. Агапов, Г.А. Пашинян, В.А. Задеренко // Сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции «Образование, наука и практика в стоматологии». – М., 2005. – С. 221-222.
6. Краснова-Соколова Е.И. Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя / Е.И. Краснова-Соколова // Социально-психологическая природа эмпатии: проблемы и перспективы исследования (тематический сборник статей по материалам международного симпозиума). – Одесса: Издание ОГУ, 1995. – С. 74-77.
7. Куроедова В.Д. Отношение пациентов к стоматологическому и ортодонтическому лечению / В.Д. Куроедова // ДентАрт. – 1997. – № 4. – С. 26-29.
8. Лазоренко С.В. (Мельникова) Емпатія як комунікативна характеристика професійної діяльності лікаря-стоматолога / С.В. Лазоренко // Український стоматологічний альманах. – 2005. – № 3. – С. 64-67.
9. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие [2-е изд., испр. и доп.] / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2006. – 392 с.
10. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.
11. Цимбалистов А.В. Анализ конфликтных ситуаций в стоматологической практике Санкт-Петербурга / А.В. Цимбалистов, О.Я. Зултан, Ю.Г. Голинский // Труды V съезда Стоматологической Ассоциации России. – М., 1999. – С. 37-38.
12. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. – Казань: Татарское книжное издательство, 1991. – 192 с.
13. Языкова Н.Б. Значение эмпатии в профессиональной деятельности педагога-музыканта / Н.Б. Языкова// Социально-психологическая природа эмпатии: проблемы и перспективы исследования (тематический сборник статей по материалам международного симпозиума). – Одесса: Издание ОГУ, 1995. – С. 134-137.

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»