ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЕСТЕСТВЕННИКОВ

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЕСТЕСТВЕННИКОВ

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:23

Сергеева К. В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЕСТЕСТВЕННИКОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА

Владимирский государственный университет (Россия)

Проблема качественной профессиональной подготовки специалистов в вузах приобретает в настоящее время особую остроту, так как образование – важнейший стратегический ресурс развития общества. Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества, направленного на удовлетворение потребностей государства в специалистах высокой квалификации.
Профессионально-личностное развитие будущего учителя - высшая цель педагогического образования. Педагогической профессией и педагогическим мастерством, на наш взгляд, можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне, в связи с этим при профессиональной подготовке основное внимание должно уделяться формированию личности студента - будущего учителя. Переход на новую образовательную парадигму, основанную на гуманистических и демократических принципах, проблемы высшего профессионального образования рассматриваются в трудах Э.Ф. Зеера, М.М. Кашапова, Е.А. Климова, Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова, В.П. Симонова, В.Д. Шадрикова.
Изменения, происходящие в обществе, требуют от высшего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на процесс профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Для решения этой проблемы необходимо изучение психологических закономерностей превращения студента педагогического вуза в профессионала. На наш взгляд, проблема профессионального развития личности учителя будет решаться более эффективно, если рассматривать ее с позиции отдельных специальностей.
В ходе проведенного исследования динамики профессионального становления личности будущего учителя-естественника изучались изменения, которые происходят с личностью студента в ходе решения учебно-профессиональных задач на каждом этапе обучения в вузе. С целью выявления наиболее значимых факторов профессионального развития будущих учителей-естественников нами проводилась математико-статистическая обработка результатов исследования (корреляционный и фактороный анализ).
Исследованиями установлено, что на первом курсе обучения в вузе на естественно-географическом факультете в модели личности студента на объективно-психологическом уровне доминирует организационно-деятельностный комплекс качеств, отражающий морально-нравственную направленность студента (дисциплинированность, добросовестность, организованность, ответственность). Можно предположить, что именно эти качества личности, сформированные еще в школьные годы активно участвуют в адаптации студента-первокурсника к вузовскому обучению и обеспечивают его успешность. В учебном процессе на первом курсе, вероятно, необходимо поддерживать и усиливать развитие названых качеств (черт) личности. Развитие этих качеств личности будет, на наш взгляд, позитивно влиять на весь процесс профессионального становления студента-первокурсника.
Доминирующую позицию в структурной организации показателей организационно-деятельностного комплекса качеств личности студента-первокурсника занимал показатель «добросовестность», в интеллектуально-волевом – «самостоятельность», в эмоционально-волевом – «настойчивость», в коммуникативном – «отзывчивость», в специфическом – практические навыки и умения изучения природы, что и является, на наш взгляд, закономерностью профессионального становления личности студента-естественника первого курса. На развитие и совершенствование этих качеств личности было обращено особое внимание при проведении формирующего эксперимента, направленного на психологическое сопровождение профессионального становления студента-первокурсника.
В структурной организации модели личности студента-второкурсника доминирующую позицию занимают показатели интеллектуально-волевой направленности - познавательная активность, инициативность, самостоятельность. Низшие позиции в модели личности занимает ряд коммуникативных и специфически - предметных качеств. Можно предположить, что повышение уровня развития показателей интеллектуально - волевого и коммуникативного компонентов, может позитивно влиять на развитие и совершенствование показателей специально - предметного блока показателей, а также на модель в целом.
Доминирующими показателями в каждом комплексе качеств были: в интеллектаульно-волевом – самостоятельность, в морально-нравственом - дисциплинированность, в специфически-предметном - практические навыки и умения изучения природы, в коммуникативном – лидерство, в эмоционально-волевом – уверенность, что отражает закономерность развития личности студентов-естественников на втором курсе.
Третий курс характеризуется становлением учебной деятельности, адекватной требованиям вуза – студенты проявляют активность, самостоятельность, накапливают необходимую базу специальных знаний, умений и навыков. При этом формирование творческого подхода к учебной деятельности сопровождается ростом социального статуса индивида в группе.
Овладение практическими навыками и умениями в своей области приводят к подъему познавательной направленности на природу, которая в структурной модели личности студентов-третьекурсников занимает ведущую позицию. Отмечается негармоничность в развитии специфических качеств: углубляясь в анатомию и морфологию природных объектов, овладевая исследовательскими умениями и навыками, студенты - естественники, перестают воспринимать природу как ценность, которую необходимо оберегать и защищать, а не только изучать и использовать. По-видимому, это связано с тем, что ряд специфических качеств мировоззренческого характера непосредственно зависит от уровня сформированности коммуникативных качеств, которые занимают низкие позиции в модели.
Исследование показало, что в модели личности студентов-естественников третьего курса доминирующим показателем в специфически-предметном комплексе качеств является структурированность мыслительного процесса, в интеллектуально-волевом – самостоятельность, эмоционально-волевом – уверенность, в морально-нравственном – ответственность, в коммуникативном - тактичность.
Четвертый курс естественно-географического факультета называют «переломным», потому что он приносит с собой первую педагогическую практику в школе. В это время происходит детализирование представлений о самом себе и будущей профессиональной деятельности, соотнесение себя с выбранной профессией. Вновь на ведущие позиции, как и на первом курсе обучения, в структурной организации личности выходят морально-нравственные качества. Высшую позицию занимают добросовестность и организованность, позволяющие успешно реализовывать себя в преподавательской деятельности. Положение студентов в рамках педагогической практики в школе ограничено отношением к ним как к практикантам - на всех этапах практики присутствует контроль деятельности, что может приводить к снижению ответственности, активности, самостоятельности и инициативности. В результате этого проводимые студентами уроки не отличаются разнообразием подбора средств и методов, высокой гибкостью и творческим подходом. В связи с этим, психологическое сопровождение профессионального становления студентов-естественников на данном этапе было направлено на повышение развития интеллектуально-волевых и морально-нравственных качеств.
В структурной организации модели личности студентов-четверокурсников в морально-нравственном комплексе качеств доминирующую позицию занимал показатель добросовестности, в эмоционально-волевом – настойчивости, в коммуникативном – общительности, в специфически-предметном - практические навыки и умения изучения природы, в интеллектуально-волевом – познавательной активности, что отражает закономерность профессионального становления на четвертом году обучения в вузе.
Выпускной пятый курс является не просто завершающим этапом образования – это своеобразный итог, отчет о проделанной работе за пять лет обучения. На пятом курсе, вновь доминируют организационно-деятельностные (морально-нравственные) качества: добросовестность, организованность и дисциплинированность, что, по-видимому, связано с грядущими серьезными испытаниями – прохождением государственных экзаменов и защитой выпускной квалификационной работы. Низшие позиции вновь занимают компоненты коммуникативных и специфических качеств.
Доминирующими показателями в структурной организации личности выпускника являются в морально-нравственном комплексе качеств – организованность, в интеллектуально-волевом – познавательная активность, в эмоционально-волевом – настойчивость, в коммуникативном – лидерство, а в специфически-предметном – структурированность мыслительного процесса.
Проведенное исследование позволяет выделить ряд направлений по совершенствованию учебно-профессиональной подготовки студентов естественно-научного цикла:
• развитие коммуникативных способностей в течение всего периода обучения в ВУЗе;
• усиление акцента на природоохранной деятельности и гуманном отношении к природе;
• включение специальных знаний, умений, навыков и специфических личностных качеств в педагогическую деятельность на ранних этапах профессионального становления;
• создание условий для формирования творческой личности будущего учителя-естественника, посредством развития интеллектуально-волевых и эмоционально-волевых качеств.
Перспективой разработки проблемы профессионального становления учителя-естественника является также исследование процесса профессионального становления, начиная с профориентационной работы со старшеклассниками и заканчивая учителями-профессионалами.
Литература:
1. Зобков В.А., Сергеева К.В. Профессиональное становление студентов естественнонаучного цикла в период обучения в вузе (статья ВАК). - «Вестник ЯрГУ», Ярославль, 2010.
2. Сергеева К.В. Динамика профессионального становления личности педагога . - Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Психология отношения человека к жизнедеятельности». – Владимир: Изд-во Собор, 2006.

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»