ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:24

Филатова О. В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ

Владимирский государственный университет (Россия)

Профессиональная деятельность предъявляет к сотрудникам определенные требования к их знаниям, умениям, навыкам и личным качествам. Такие качества в организационной психологии называют профессионально-значимыми качествами (ПВК). Именно они обеспечивают успешность, а порой и удовлетворенность специалиста профессиональной деятельностью. В исследовании приняли участие - 71 испытуемый. Все имеют среднее профессиональное образование по специальностям.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали комплекс взаимодополняющих методов. При статистической обработке результатов исследования использовались методы описательной статистики.
На начальном этапе исследования нами был изучен уровень развития коммуникативных умений с использованием методики «Оценка коммуникативных умений» В.А. Федоршиной (см. Гистограмму №1).
Гистограмма №1. Результаты по методике «Оценка коммуникативных умений»
Изображение
Полученные данные позволяют утверждать, что средним уровнем развития коммуникативных умений характеризуются сотрудники -представители профессий типа «человек-человек» (60% - ср. групповое значение) и «человек - знаковая система» (53 % - ср. гр. зн.). Это свидетельствует о том, что им присущи некоторые недостатки в общении. Они критически относится к высказываниям. Им еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, поэтому необходимо избегать поспешных выводов, не заострять внимание на манере говорить, не притворятся, не искать скрытый смысл сказанного, не монополизировать разговор. Хороший уровень развития коммуникативных умений был выявлен у сотрудников-представителей профессии типа «человек-техника» (25% - ср. гр. зн.). Эти данные свидетельствуют о том, что они являются хорошими собеседниками, но иногда отказывают партнеру по общению в полном внимании. Чтобы общаться с ними было приятнее, им необходимо вежливо повторять высказывания партнера, дать ему время раскрыть свою мысль полностью, необходимо приспосабливать свой темп мышления к его речи. Таким образом, у представителей профессии типа «человек-техника» коммуникативные умения развиты в большей степени, по сравнению с представителями профессий типа «человек-человек» и «человек – знаковая система».
Диагностика самооценки творческого потенциала проводилась с использованием методики «Самооценка творческого потенциала» (см. Гистограмму №2).
Гистограмма №2. Результаты по методике «Самооценка творческого потенциала»
Изображение
Полученные данные позволили нам утверждать, что средний уровень развития творческого потенциала характерен для сотрудников – представителей профессий типов «человек-человек» (43,2 – ср. гр. зн.), «человек – знаковая система» (40,038 – ср. гр. зн.) и «человек-техника» (37,95 – ср. гр. зн.). Это свидетельствует о том, что они характеризуются наличием качеств, которые позволяют им творить, но есть и барьеры. Для этих сотрудников самое опасное - это страх общественного осуждения, особенно если они ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает их воображение - основу творчества. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывают их творческую активность, приводят к деструкции их творческой личности. Таким образом, представители всех изучаемых нами типов профессий обладают средним уровнем творческого потенциала.
Диагностика типа мышления проводилась с использованием методики «Тип мышления» (модификация Г.В.Резапкиной) (см. Гистограмму №3).
Гистограмма №3. Результаты по методике «Тип мышления»
Изображение
Таким образом, представители профессии типа «человек-человек» характеризуются средним уровнем развития предметно-действенного, абстрактно-символического, словесно-логического, креативного мышления, но имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления. Представители профессии типа «человек – знаковая система» характеризуются средним уровнем развития предметно-действенного, абстрактно-символического, словесно-логического, наглядно- образного и креативного мышления. Представители профессии типа «человек –техника» также характеризуются средним уровнем развития предметно-действенного, абстрактно-символического, словесно-логического, наглядно- образного и креативного мышления.
Диагностика стиля принятия решений проводилась с использованием методики «Стиль принятия управленческих решений» (Е.В.Марковой). (см. Гистограмму №4).
Для всех трёх групп испытуемых характерно преобладание ситуационного стиля принятия решений. Это свидетельствует о том, что для них характерна зависимость принимаемого решения от ситуации, в которой они находятся. Авторитарный стиль принятия решений не характерен для сотрудников – представителей профессии типа «человек- человек».
Гистограмма №4. Результаты по методике «Стиль принятия управленческих решений»
Изображение
На завершающем этапе исследования нами был использован статистический критерий φ* угловой многофункциональный преобразователь Фишера, который позволил выявить значимость различий между выборками по характеристикам: преобладание предметно-действенного мышления у сотрудников – представителей профессии типа «человек – техника» и авторитарный стиль принятия решений не характерен для сотрудников – представителей профессии типа «человек – человек». Таким образом, можно утверждать, что эти качества необходимо рассматривать как профессионально важные, определяющие успешность в данных группах профессий.
Таким образом, для представителей профессий «человек-человек» характерен средний уровень коммуникативных умений; творческий потенциал выше, чем у представителей других групп профессий; высокий уровень наглядно – образного типа мышления и преобладание ситуационного стиля принятия решений. Для представителей профессии типа «человек - знаковая система» характерен средний уровень развития коммуникативных умений; попустительский стиль принятия решений встречается чаще, но доминирует ситуационный стиль принятия решений. Для представителей профессии «человек-техника» - высокий уровень развития коммуникативных умений; творческий потенциал ниже, чаще используется авторитарный стиль принятия решений.
Литература:
1. Филатова О.В. Системогенез личности в процессе профессионального становления. - Труды Владимирского государственного университета. Выпуск 6. - Владимир: ВлГУ, 2009. - с.41-44
2. Филатова О.В. Systemogenesis of a Personality. - HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES Proceedings of the II International Conference of Young Scientists HSS-2010 November 24-27, 2010 Lviv, Ukraine. 248-250 p.

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»