ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:24

Шаманин Н. В.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Владимирский государственный университет (Россия)

Подростковый возраст является особенно важным периодом в психосоциальном развитии личности. Социальная позиция подростка определяется как «уже не ребенок, но еще не взрослый». В силу этого нарушения во взаимоотношениях родителей с детьми, ранее не игравших заметной роли, выходит на первый план, становятся источником психической травматизации для подростка. Социальные ориентации определяют тип межличностного поведения личности. Потребности, которые лежат в основе межличностного поведения формируются в детско-родительских отношениях. Каждый человек имеет характерный способ социальной ориентации к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение. Тип социальной ориентации, заложенный в подростковом возрасте, оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Именно этим обусловлена актуальность нашего исследования. Целью исследования - изучить характер взаимосвязи типа социальной ориентации подростков и стиля детско-родительских отношений. На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования, нами была выдвинута следующая гипотеза: между типом социальной ориентации подростков и стилем детско-родительских отношений существует взаимосвязь, а именно: идеальный тип социальной ориентации и межличностного поведения детерминируется гармоничным стилем детско-родительских отношений, в то время как дефицитный и чрезмерный тип детерминируются экстремальным стилем детско-родительских отношений. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 42 г. Владимира. Выборка составила 40 человек (20 человек – ученики 10 классов и 20 человек – родители). Результаты исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов с целью развития конструктивных моделей детско-родительских отношений.
Для выявления стиля родительских отношений нами был использован тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга и В.В. Столина. На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как «кооперация» – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. При изучении стиля родительского отношения с помощью методики ОРО А.Я.Варга и В.В. Столина нами были получены следующие результаты. У большинства родителей (65% от общего числа опрошенных) преобладает выраженное положительное отношение к ребенку по шкале «принятие-отвержение», а, значит, большинству родителей свойственно принимать ребенка таким, какой он есть, уважать и признавать его индивидуальность, одобрять его интересы, поддерживать планы, проводить с ним достаточно много времени и не жалеть об этом. В то же время, у трети опрошенных (35% от общего числа испытуемых) преобладает отрицательное отношение к подростку по шкале «принятие-отвержение». Что касается шкалы «кооперация», то здесь не наблюдается серьезных расхождений. 55% родителей проявляют искренний интерес к тому, что интересует их ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных. 45% от общего числа испытуемых ведут себя противоположным образом. У большинства родителей (65% от общего числа опрошенных) преобладают высокие показатели по шкале «симбиоз», а, значит, большинство из них не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Однако у 35% испытуемых преобладают низкие показатели по шкале «симбиоз», следовательно, взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. По шкале «контроль» у большинства опрошенных преобладают низкие показатели (75% испытуемых), а, значит, контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Очень высокие показатели наблюдаются по шкале «отношение к неудачам ребенка». 80% родителей считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.
Для диагностики типов социальной ориентации подростка нами была использована методика «Опросник межличностных отношений» А.А. Рукавишникова – русскоязычная версия опросника FIRO – В.В. Шутца. В результате проведенного исследования были получены следующие типы межличностного поведения:
В области включения: социально чрезмерный;
• социально выровненный;
• социально дефицитный.
В области контроля: автократический;
• демократический;
• абдикратический.
В области аффекта: чувственно чрезмерный;
• чувственно уравновешенный;
• чувственно дефицитный.
Таким образом, наиболее распространен среди подростков социально выровненный тип, автократический и чувственно уравновешенный типы межличностного поведения, что свидетельствует об адекватно удовлетворении потребностей во включении и аффекте. В области контроля отмечена тенденция к доминантному межличностному поведению. Социальная ситуация развития подростка и возрастные особенности («чувство взрослости») обусловливают потребность чувствовать себя компетентной и ответственной личностью.
Для изучения личностных особенностей подростков нами была использована методика 16 PF Кеттелла. Установлено, что показатели по шкале А (сдержанность-теплота) у большинства подростков находится выше нормы (среднее значение равно 9,1 балла). Достаточно низкие баллы наблюдаются по фактору С (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная стабильность) – 2,7 балла. Фактор M имеет тенденцию к завышению (среднее значение равно 7,3 балла). Фактор O (умеренная адекватность – склонность к чувству вины) находится выше нормы (среднее значение равно 8,2 балла). По фактору Q3 (отсутствие контроля – способность сдерживать тревожность) показатели находятся ниже нормы (среднее значение равно 3,5 балла).
После проведения исследования и обработки результатов с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена нами были получены следующие результаты. Наблюдается прямая взаимосвязь между выраженным поведением аффекта и таким стилем родительского отношения, как симбиоз (r=0,663), между требуемым поведение в области аффекта и отвержением (r=0,512). Значимая обратная взаимосвязь наблюдается между требуемым поведением в области аффекта и авторитарной гиперсоциализацией (r=-0,712). Также значимая положительная взаимосвязь наблюдается между фактором А методики 16 PF Кеттелла и таким типом родительского отношения как принятие ребенка (r=0,639), а также между фактором I методики 16 PF Кеттелла и высоким показателем выраженного поведения в области включения методики Рукавишникова. Значимая корреляционная взаимосвязь наблюдается между фактором F 16 PF Кеттелла и типом родительского отношения «контроль» (r=-0,557).
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что между типом социальной ориентации подростков и стилем детско-родительских отношений существует взаимосвязь, а именно: идеальный тип социальной ориентации и межличностного поведения детерминируется гармоничным типом детско-родительских отношений, в то время как дефицитный и чрезмерный тип детерминируются экстремальным типом детско-родительских отношений подтвердилась.
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие.- 2-е изд., перераб.- СПб.: Изд-во Михайлова, 1998.- 379 с.
3. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1986.
4. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
5. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
6. Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
7. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. - СПб.: Ювента, 1999.

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»