Дистанционное обучение иностранному языку

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45

Дистанционное обучение иностранному языку

Сообщение root » 17 ноя 2013, 20:57

асистент Куликова Л.А.
Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого

Дистанционное обучение иностранному языку как интерактивная технология

Применение в высших учебных заведениях дистанционных технологий обучения благоприятно сказывается на психолого-педагогическом аспекте образовательного процесса, в том числе способствует развитию индивидуальных ресурсов студентов и преподавателей, формирует навыки самостоятельного мышления, инициативность и ответственность за выполняемую работу, а также снижает психологические нагрузки на студентов и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.
С развитием высоких технологий и цифровых каналов коммуникации появляется больше возможностей для получения образования на расстоянии от учебного заведения. Этот подход можно назвать продвинутой формой как для очной, так и заочной форм обучения.
Такие технологии позволяют достичь хороших результатов по гуманитарным специальностям, которые подразумевают сдачу промежуточных аттестаций в режиме онлайн. Студенты имеют возможность слушать и смотреть лекции преподавателей, изучать видеоматериалы.
Вуз организует специальный портал, через который студенты в любое удобное для них время получают доступ к учебно-методическим материалам, проходят все виды промежуточной аттестации. Возможна практика участия обучаемых в веб-конференциях, использование форумов и чатов в обсуждении различных вопросов, которые заинтересовали студентов в ходе практических работ. Аудио- и видеоконференции часто используются при проведении семинаров, на которых освещаются небольшие отдельные темы. Такие семинары крайне эффективны при использовании их для обучения хорошо подготовленных специалистов, для которых необходимо осветить новый или вызывающий у них затруднение вопрос.
Изучение иностранных языков требует не только обязательного аудирования и обратной связи с преподавателем, но и развития коммуникативных навыков. В этом случае уместна методика изучение языка методом параллельного перевода: загруженные с диска файлы запускают озвученную голосом текстовую программу, которая выглядит на экране как две движущиеся колонки из диалогов родным языком и иностранным. Предлагается использование видеозаписей-миниатюр, разыгранных носителями языка. Регулярный просмотр таких фильмов значительно облегчит запоминание слушателями иностранной лексики, подкрепляя информацию яркими видео образами.
На сегодняшний день достаточно большой популярностью пользуется комплексный подход, подразумевающий параллельное изучение не только лексики и фонетики, но и грамматики. Преподаватель имеет круглосуточный доступ к данным слушателей и, основываясь на результатах контрольных тестов, предписывает им выполнение тех или иных заданий и упражнений.
Дистанционное изучение иностранных языков имеет такие преимущества, как гибкий график и интерактивное общение с преподавателем. Оно дает возможность получить образование людям со слабым слухом или с дефектами опорно-двигательного аппарата, а кейсовые аудиометоды включают в активный жизненный процесс людей с ослабленным зрением. Применима практика дистанционного обучения и в местах лишения свободы, что требует от людей очень большой силы воли, самодисциплины, организованности и ответственности. Безусловно, это идет на пользу не только слушателям, но и всему обществу.
Другие преимущества дистанционной формы обучения следующие: удобное образование без отрыва от производства и семьи; студенты, проживающие в отдаленных районах, имеют возможность получить образование; практически исключается субъективный подход преподавателя к студенту, часто имеющий место при личном контакте.
Однако есть и ряд минусов такой работы, к которым относятся следующие: студенты могут привлекать посторонних людей к выполнении поставленных задач, а также при прохождении промежуточного и итогового контролей; необходимо наличие персонального компьютера, периферийных устройств, а также средств выхода в сеть Internet. Не всегда отдаленные районы оснащены спутниковой связью.
Основным средством, используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым студенты получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов: информационные слайды, интерактивные тренажеры, тесты, ролевые упражнения и т.д.
Помимо различных элементов, включаемых в дистанционный курс с целью предоставления обучаемым знаний, а также развития необходимых им навыков и умений, дистанционный курс включает информацию, как с его помощью должно проводиться дистанционное обучение. Одной из важнейших характеристик дистанционного курса является его соответствие современным стандартам в сфере дистанционного обучения.
Компьютерные программы имеют свои преимущества, как вспомогательные средства обучения иностранному языку. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к студентам. Формы работы с обучающими программами иностранного языка могут быть разнообразными. Например, при обучении лексике: формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования; формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи; контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).
Для того, чтобы сделать самостоятельное изучение материала более успешным, можно создать ряд курсов, призванных обеспечить организацию дистанционного обучения для студентов. Эти курсы содержат внешние требования к освоению дисциплины, краткое содержание лекционных занятий, вопросы для самоконтроля, планы семинарских занятий, список рекомендованных Интернет-ресурсов для самостоятельной работы. Обратная связь обеспечивается форумом, на котором можно задать вопрос, получить экспресс-консультацию. Также в зависимости от ситуации преподаватели могут назначить время для встречи со студентами.
Главными атрибутами в дистанционном обучении является содержание и методы подачи той или иной темы занятия, использование всевозможных компьютерных, мультимедийных программ для выполнения упражнений - дидактические принципы которых учитываются преподавателями при создании онлайновых курсов английского языков.

Литература:
1. Дистанционное обучение http://www.web-learn.ru/index.
2. Формы и методы использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2,3 2001 г. Статья Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка».

Ответить

Вернуться в «Міжвузівський семінар 2013»