МОТИВИРОВАНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Ответить
root
Администратор
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 10:45
Контактная информация:

МОТИВИРОВАНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Сообщение root » 02 фев 2012, 12:09

Вихрева Л.

МОТИВИРОВАНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ
(К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Владимирский государственный университет Россия)

В настоящее время все больше внимание уделяется вопросам психологии влияния и противостояния чужому влиянию. Наибольший интерес и практическую значимость знания психологии влияния приобретают в сфере управления человеческими ресурсами. Влиять на людей значит управлять ими. Оказывая влияние на людей, человек способен изменять их поведение, быстрее и качественнее достигать желаемых целей и конечных результатов деятельности. Так для руководителя, отвечающего за эффективную работу предприятия в целом, конечный результат является наиболее значимым, чем для его подчиненных. А поскольку в совместной деятельности под влиянием разделения труда происходит отчуждение субъекта от конечного результата (2), возникает необходимость влиять на персонал, управляя их организационным поведением. Влиять на людей можно по-разному. Сидоренко Е.В. предложила следующую классификацию видов влияния: аргументация, самопродвижение, манипуляция, внушение, заражение, побуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, просьбу, игнорирование, принуждение и нападение (3). Некоторые указанные виды влияния используются руководителями на практике при выполнении управленческих функций. В настоящем теоретическом исследовании нам бы хотелось остановиться на таком виде влияния, как манипулирование и его связи с мотивированием, одной из главных управленческих функций. О том, что функция мотивирования является одной из главнейших функций руководителя, указывает А.В. Карпов. При осуществлении этой функции руководитель с помощью системы стимулирования воздействует на потребностно-мотивационную сферу личности сотрудника, чтобы «заставить» исполнителей эффективно трудиться. Для этого используются либо положительная стимуляция, т.е. поощрения, похвала, либо отрицательная – наказание. Карпов А.В. указывает, что суть менеджмента – это «достижения результата посредством других людей» (люди – как объект, средство, помогающее или мешающее достижению целей, общая черта с манипулированием, добавл. автором статьи), нужно, чтобы они захотели делать то, что от них требуется. А как гласит один из постулатов управления, «единственный способ заставить человека сделать что-либо – это сделать так, что бы он сам этого захотел» (так же действует манипулятор, оказывая воздействие на адресата манипуляции, добавл. автором статьи) (2). Далее, описывая рефлексивные процессы управленческой деятельности на примере функции мотивации, Карпов А.В. указывает, что руководителю необходимы навыки восприятия состояния человека, его личностных характеристик, мотивационной направленности, интересов, типичных форм поведения в разных ситуациях (от автора статьи – эти знания могут способствовать успешной манипуляции и достижению целей инициатора воздействия). Кроме того, известно, что охотнее всего человек делает то, на что решился самостоятельно. Перед руководителем, поэтому стоит непростая задача - так поставить перед подчиненными цель, чтобы она воспринималась как собственная (2).
Далее рассмотрим подробнее содержание манипуляции. Доценко Е.Л. дает следующее определение: манипуляция — это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели (разве не о том же мы говорим, описывая суть управленческой деятельности через функцию мотивирования? – добавл. автором статьи) (1). Так же Доценко Е.Л., выделяет несколько групп признаков. В каждой группе он выделяет обобщенный критерий, претендующий на то, чтобы войти в определение манипуляции. 1) родовой признак — психологическое воздействие, 2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей, 3) стремление получить односторонний выигрыш, 4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность), 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях. Кроме того, еще два критерия оказались несколько обособленными: 6) побуждение, мотивационное привнесение и 7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий (1). Шейнов В.П. описывая модель манипулятивного влияния, указывает следующие блоки манипулятивного воздействия, сбор информации об адресате, вовлечение в контакт (приманки), использование фоновых факторов, мишени воздействия и побуждение адресата к активности. Мишени воздействия – источники мотивации адресата. К таковым относятся его актуальные потребности и их проявления – интересы, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т.п. Побуждение адресата к активности – это то, что стимулирует, подталкивает адресата к активности в желательном для инициатора направлении (при мотивировании влияние оказывается на те же мишени воздействия, добавл. от автора статьи) (4).
Анализируя выше изложенное, можно отметить, что по содержанию мотивация имеет несколько общих черт с феноменом манипуляции. В руках недобросовестных менеджеров, склонных к использованию не цивилизованных методов влияния, мотивирование приобретает манипулятивный подтекст. Перечислим схожесть черт между мотивированием и манипулированием. Во-первых, и мотивирование и манипулирование – это психологическое воздействие на людей. Во-вторых, суть управленческой деятельности – это достижение результата посредством других людей, а один из существенных признаков манипулирования – это отношение к другим людям, как к средству достижения собственных целей. Значит, возможно, что мотивируя сотрудников, менеджер влияет на их организационное поведение в первую очередь с целью улучшения собственных показателей деятельности и результативности труда (повышения оплаты труда, формирование образа эффективного управленца, перспективы дальнейшего карьерного роста и т.д.). Очевидно, что при таком мотивировании декларируются только цели организации, а конечная цель воздействия, т.е. личная выгода управленца, вероятно замалчивается. В этом так же проявляются и стремление управленца к одностороннему выигрышу (особенно, если руководитель придерживается авторитарного стиля управления), и некий скрытый характер воздействия. В-третьих, мотивирование исполнителя предполагает воздействие на мотивационную сферу личности через «подключение» различных категорий потребностей, которые становятся мишенями воздействия и дают возможность осуществить манипулятивное воздействие. В этом случае мы можем говорить о схожести мотивирования с манипулированием еще по одному признаку, использование (психологической) силы, игра на слабостях. В-четвертых, мотивируя персонал, менеджеры зачастую используют такие формы общения, которые имеют непосредственное отношение к манипулятивному типу воздействия (игра на чувстве жадности или чувстве безысходности, использование системы альтернатив «если - то», «невинный» обман, давление на жалость и др.), вследствие чего функция мотивирования приобретает манипулятивный подтекст.
В заключение хотелось бы отметить, что между мотивированием и манипулированием можно выделить ряд общих черт. В результате, мы предполагаем, что некоторые руководители, наиболее склонные к манипулятивным стратегиям взаимодействия и авторитарному стилю управления, мотивируя свой персонал, могут манипулировать им, т.е. использовать мотивирование как способ манипулирования. Стоит отметить, что человек, над которым совершается манипуляция, чувствует это воздействие как некий психологический дискомфорт и в какой-то момент пытается уйти от такого влияния (противостоять ему). В результате чего система мотивирования, базирующаяся на манипуляциях, и ее система стимулирования не действуют и оказываются неэффективными.
Литература:
1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 1997.
2. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2007
3. Сидоренко Е.В Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2007.
4. Шейнов В.П. Психология манипулирования. Минск, - 2009

Ответить

Вернуться в «VII Мiжнародна науково-практична Iнтернет-конференцiя»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей